Фрагмент для ознакомления
2
Эссе-рецензия по произведению Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека»
Небольшая незавершенная работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека» написана в 70-е годы XIX века. Она является составной частью труда «Диалектика
природы», и посвящена трудовой теории антропогенеза.
Автор поднимает вопрос о значимости труда не только как средства достижения экономической
стабильности, но и как важнейшего фактора развития человека и человечества.
Ссылаясь на работы К. Фрааса, Л. Ноткера, Ч. Дарвина, Энгельс отмечает факторы, которые стали
решающими в развитии обезьян и образовании человеческого вида: это изменение функции рук,
прямохождение, вынужденное формирование языка общения и труд.
Текст оставляет очень интересное и насыщенное впечатление, как обзор эволюционной теории,
кратко освещающий ее основные пункты – влияние речи и развития мелкой моторики на развитие
мозга человека и пр. [1, 167]
Одновременно он делает и довольно нетривиальные замечания, например о различии
восприятия дикого и прирученного животного: прирученное человеком животное начинает
воспринимать его речь, верно реагировать на нее, эмоционально откликаться, оно чувствует
потребность в восприятии речи для полноценного взаимодействия с человеком, в то время как
дикое животное в своей повседневной жизни без участия человека не ощущает никакой
потребности в понимании речи. Это представляется важным свидетельством того, что человек
активно преобразует окружающий мир, природу, жизнь других живых существ.
Эта работа так же поднимает важные, и очень актуальные для сегодняшнего дня, вопросы
экологической ответственности человека. Человеческое общество у Энгельса выступает
преобразователем природы, труд человека призван изменить природные ресурсы, что вкорне
отличается от деятельности животных, которые эти ресурсы лишь потребляют в необходимом
количестве.
По определению Ф. Энгельса, труд — это «первое основное условие всей человеческой жизни, и
притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать: труд создал самого человека»
[3].
По мнению автора, эволюция обезьяны и формирование человеческого вида во много было
спровоцировано нехваткой ресурсов. Что привело к поиску новой кормовой базы, освоению
новых территорий, а в дальнейшем появлению орудий, которые помогали добыть пищу. Как
таковая мысль об экологической ответственности не пропагандируется в тексте, но закономерно
вытекает из представленных тезисов: природа меняется, заставляя все виды эволюционировать и
приспосабливаться или вымирать, а меняется она потому, что на нее активно воздействуют
существующие виды животных, то есть происходит двусторонний, двунаправленный процесс.
2
«Чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает
характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных,
заранее известных целей» [3], - отмечает автор. И отсюда мы можем вывести следующую мысль:
планомерно изменяя природный мир, человек должен быть готов измениться сам под влиянием
окружающих условий, которые создал. В лучшую сторону или в сторону регресса – зависит от
ответственности потребления ресурсов и обдуманности их распределения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Любутин К. Н. О философии Маркса, о философии Энгельса // Философия и общество, № 1,
2004, с. 166-184.
2. Русская философия: энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Алгоритм, 2007. –
736 с.
3. Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Сайт Румянцевского
музея. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://rummuseum.ru/lib_e/engels_trud.php Дата
обращения 11.04.2019
4. Счастливая Т. В. Труд и проблема сущности человека // Теория и практика общественного
развития, № 4, 2013, с. 15-16.
5. Шамрай Е. А. Развитие учений о личности в науке на рубеже XIX-XX вв. // Теория и практика
общественного развития, № 11, 2012, с. 124-127.