Фрагмент для ознакомления
2
Регулирующее воздействие различных социальных и несоциальных средств и факторов выступает важным предметом юридической науки в целом и отдельных ее отраслей. Анализ специфики влияния социальных процессов на позитивное право позволяет не только объективно оценивать адекватность существующей системы права, но и выстраи-вать определенные прогнозы, а также формулировать рекомендации для правотворческих и правореализационных сфер.
Арсенал средств, используемых государством в качестве инструментов, с помощью кото-рых обеспечивается правовое регулирование, весьма объемен и многообразен. Тем не ме-нее, чаще всего, в литературе, когда ведется речь о средствах, с помощью которых осу-ществляется правовое регулирование, делается, в основном, акцент лишь на правовые средства, которые рассматриваются достаточно широко. Правовые средства — это право-вые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достиже-ние социально полезных целей.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Думается, что все же, собственно правовыми средствами регулирование отношений во исполнение государственно-властных велений не исчерпывается. В справочной литера-туре понятия «средство» определяется достаточно многогранно. В частности, в качестве средства обозначаются и приемы (способы) действий, применяемых для достижения ка-ких-либо целей, и определенные объекты (приспособления) для осуществления какой-либо деятельности, и даже материальные ресурсы, деньги [16].
Как видно, из словарного значения термина «средства» в качестве такового могут высту-пать любые явления, обстоятельства, процессы и формы их выражения, которые реализу-ются для решения какого–либо вопроса и осуществления какой-либо деятельности. От-сюда вытекает, что средства правового регулирования не исчерпываются исключительно правовыми средствами.
Сущность и природа средств правового регулирования позволяют рассматривать их по аналогии с формами реализации функций государства. Иными словами, средства право-вого регулирования можно подразделить на правовые и неправовые.
Правовые средства, традиционно включают в себя определенные группы правовых явле-ний. Во-первых, правовые установления, составляющие субстанцию права. К ним отно-сятся нормы права, различные средства правового регулирования (дозволения, запреты, позитивные обязывания), отрасли права, правовые институты, правовые отношения, пра-вовые конструкции и др. Во-вторых, явления правовой формы. К таковым относятся нормативно-правовые акты, акты официального нормативного толкования, правополо-жения судебной практики, нормативные договоры, правила и приёмы подготовки юри-дических документов, составляющие институционный компонент собственно юридиче-ской техники [14].
Следовательно, к неправовым средствам правового регулирования можно отнести все остальные явления, процессы и факты, которые способствуют правовому регулированию (сюда можно отнести организационные действия, материально-технические операции, материальные средства, деньги, техника и т.д.). Кроме того, данный перечень можно рас-ширить за счет таких средств, как социальные и несоциальные нормы, технические, эко-номические, психические, физические, химические, естественно-географические и иные явления, которые могут быть использованы в процессе правового регулирования.
Изложенный подход к средствам правового регулирования вполне приемлем и для рас-смотрения ограничений и запретов взглядов в праве.
Ограничение, как средство регулятивного воздействия на общественные отношения до-статочно широко используется в правовом регулировании. В качестве примеров ограни-чений, непосредственно интегрированных в систему права, можно назвать меры и вре-менные ограничения, предусмотренные Главой 3 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвы-чайном положении»[10], ограничения прав на землю, предусмотренные земельным зако-нодательством[5], ограничение доступа к сведениям, составляющим государственную, коммерческую и иную тайну,[9] ограничение дееспособности гражданина, урегулиро-ванное ст. 30 ГК РФ[6]; ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации [1], и др.
Анализ нормативных правовых актов, содержащих нормы об ограничениях позволяет выделить несколько типов ограничений, вытекающих из законодательства:
во-первых, это ограничение прав, обязанностей, полномочий субъектов правоот-ношений;
во-вторых, ограничение самого правового регулирования;
в-третьих, ограничение установления, изменения и прекращения правоотношений.
Представляется, что указанный перечень можно продолжить еще одним типом ограниче-ний, выступающим средством правового регулирования, это ограничение ограничений правового регулирования.
Прежде всего, следует отметить, что самая многочисленная группа ограничения ограни-чений правового регулирования проявляется в виде в виде исключений. Исключения из ограничений в правовом регулировании являются важным инструментом построения гармоничной регулятивной системы и приемом юридической техники. При помощи дан-ного правового средства разрешаются важные задачи, стоящие перед правом в целом. В частности, исключения из ограничений используются для увеличения уровня реализуе-мости того или иного нормативного предписания. Одной из проблем современного рос-сийского правотворчества является установление потенциально нереализуемых правовых предписаний. Причин и условий не реализуемости права много, и это тема отдельного комплексного исследования. Вместе с тем, распространенной является ситуация, когда норма права содержательна и адекватна социальным реалиям, механизмы ее реализации в целом действенны, и сам факт наличия актуален. Однако специфика общественных от-ношений предопределяет сложность абсолютной ее реализации в той или иной части. Подобного рода практика характерна и для действующих правовых ограничений. Имен-но для преодоления данных сложностей правового регулирования законодатель и прибе-гает к такому инструменту как исключения из ограничений.
Например, ч.6. ст. 53 УКРФ устанавливает, что ограничение свободы не назначается во-еннослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не име-ющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации [3]. Или, например, статья 356. Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации закрепля-ет Исключения из ограничения ответственности (в основном это касается возмещения вреда) [4].
Примеры ограничения ограничений можно обнаружить и в числе норм Таможенного ко-декса Таможенного союза. Данным кодифицированным актом установлены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. В ст. 279 кодекса в свою очередь зафиксированы ограничения данного ограничения, которые обусловлены изменениями вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации) [2].
Из абз. 2 п. 3 ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» следует, что ограни-чение, установленное данным законом, не распространяется на деятельность физических лиц, производящих продукцию, содержащую этиловый спирт не в целях сбыта [8].
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает исключения из ограничения конкуренции органами власти, органами местного само-управления [7].
Значение таких исключений заключается еще и в том, что, исключая
Показать больше