Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в обществе наблюдается рост неблагоприятных социальных явлений, связанных с экстремизмом и экстремизмом. Государства всего мира выделяют для решения данной проблемы огромное количество средств из бюджета, чтобы предупредить, не допустить, пресечь и ликвидировать данную угрозу. Экстремизм и экстремизм приносят огромный ущерб для общества, государства и всего мира в целом. Они дестабилизируют деятельность организаций, государства, как в целых, так и в отдельных направлениях деятельности, дестабилизируют социально-политическую ситуацию в стране, вовлекают людей в преступную экстремистскую деятельность и оказывают негативное воздействие на личность, способствуя нравственной и мировоззренческой деградации личности.
1. Глобальный уровень – в рамках Организации Объединённых Наций Одним из основных документов, определяющим цели международной уголовной политики в сфере борьбы с экстремизмом, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая 8 сентября 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН [1], где предусмотрен ряд мер, целью которых являются как ограничение условий, способствующих распространению экстремизма (например, продолжение урегулирования международных и межгосударственных конфликтов), так и обеспечение неотвратимости правосудия для террористов (их арест, осуждение или экстрадиция).
К числу международных конвенций по борьбе с экстремизмом относятся Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. («Токийская конвенция»), затрагивающая вопросы авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. («Гаагская конвенция»).
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. («Монреальская конвенция»); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г., вместе с дополняющим Протоколом 2005 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым экстремизмом 1997 г.; Международная конвенция о борьбе финансированием экстремизма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного экстремизма 2005 г.
2. Уровень иных международных организаций.
2
Наиболее предметный характер из международно-правовых документов данного уровня имеют принятая в июне 2001 г. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, а также документы, принятые в её развитие, такие как Шанхайская конвенция о борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. В частности, названные документы в качестве одной из приоритетных целей Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС), государствами-учредителями которой являются Российская Федерация, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, называют поддержание мира и безопасности, признавая экстремизм и экстремизм представляющими угрозу международному миру и безопасности ШОС [8]. Элементом, составляющим правовую основу противодействия экстремизму на данном уровне в рамках ШОС, является также и Хартия Шанхайской организации сотрудничества, подписанная в июне 2002 г. [9].
3. Региональный уровень.
В рамках данного уровня рассмотрим два самостоятельных и независимых друг от друга подуровня:
А) Международно-правовые нормы Европейского союза.
В рамках данного подуровня в г. Страсбург 27 января 1977 г. принята Европейская конвенция о пресечении экстремизма (далее – Конвенция (1977)) вместе с Протоколом от 15 мая 2003 г., вносящим в неё изменения.
Основной целью Конвенции (1977) является принятие эффективных мер, направленных на обеспечение неотвратимости уголовного преследования лиц, причастных к совершению террористических актов [11]. Вместе с тем значение данной Конвенции (1977) является весьма спорным, ибо, по существу, она не содержит принципиально новых положений, каким-либо образом конкретизирующих содержание международных конвенций, принятых в рамках глобального уровня уголовной политики.
Критически следует воспринимать ст. 8 Конвенции (1977). Закрепляя намерения договаривающихся государств оказывать друг другу правовую помощь в связи с рассмотрением уголовных дел о экстремизме, данная норма устанавливает и ограничение, заключающееся в том, что правовая помощь может быть не оказана в случаях, когда запрашиваемое государство имеет весомые основания полагать, что запрос направлен с целью уголовного преследования или наказания лица на основании его расы, религии, национальности или политических взглядов.
Между тем не вполне ясным является содержание категорий «религия» и «политические взгляды» в свете изложенных положений Конвенции (1977). Так, известно, что в исламском мире наряду с ортодоксальным исламом существует и такое течение, как ваххабизм-салафизм, называемое М. Хассаном «идеологическим источником экстремизма» [12], которое официально признано в Саудовской Аравии и Катаре, а также имеет свои доктрины, догмы и обряды. Кроме того, внутри салафитского движения существует особое ответвление – салафизм-такфиризм, чьи последователи не только признают насилие, но и на практике прибегают к нему. Разделяя все убеждения и предрассудки ваххабизма-салафизма, такие как буквализм, направленность против культуры и традиционных установок, они трактуют джихад совершенно особым образом не как войну ради законной самозащиты, но как тотальную войну без установленных Кораном запретов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аминов, Д. И. Молодежный экстремизм / Д. И. Аминов, Р. Э. Оганян; под науч. ред. Р. А. Адельханяна. - Москва : Триада ЛТД, 2005. – С.119
2. Бакулина Л.В., Бакулин В.К. Взаимодействие доктрины и практики в создании эффективно¬го законодательства: уголовно-исполнительные аспекты // Право и государство: теория и практи¬ка. – 2015. – № 8 (128). – С. 95-98.
3. Ештокин А.П. Политика противодействия экс¬тремизму в местах лишения свободы как состав¬ная часть стратегии национальной безопасности России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – Вып. 2. – С. 101-106.
4. Зубок, Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2008. - N 5. - С. 37
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин, В. А. Казакова.-М.: Проспект, 2009.-С.597
6. Кочои, С. М. Экстремизм в России: криминологическая и уголовно-правовая характеристика [Электронный ресурс] / Кочои С.М.; Московская государственная юридическая академия // Журнал «Российское право в Интернете». - № 2006 (01).- Электрон. Журн.- М.: МГЮА, 2007.-Режим доступа к журналу: http://www.rpi.msal.ru/prints/200601crim_law1.html, свободный
7. Лещенко В.Г. Предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных экстремистских структур и сект в местах лишения свободы // Юридическая наука и правоохранительная прак¬тика. – 2011. – № 4. – С. 47-51.
8. Меркурьев В.В. Координация деятельности правоохранительных органов по пресечению и предупреждению экстремистской деятель¬ности в исправительных учреждениях ФСИН России. – URL: http://crimas.ru/wp-content/ uploads/2014/12/Doklad-Merkureva-v-Akademii- FSIN-Rossii-2728.11.2014.pdf
9. Оганесян С.С. О мерах противодействия религи¬озному экстремизму в уголовноисполнительной системе России // Ведомости уголовно-исполни¬тельной системы. – 2015. – № 5. – С. 19-21.
10. Степаненко Р.Ф. Современная концепция марги¬нального поведения общей теории права. Дис¬куссионные аспекты // Пробелы в российском законодательстве. – 2013. – № 4. – С. 34-39.
11. Уиланд А. «Негражданское общество» в России // Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям. - М., Статут. - 2011. - 516 с.