Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное единство Российской Федерации проявляется в конституционной неделимости государственной власти России и характеризуется ее единством, а также наличием единого и исключительного ее источника – многонационального народа Российской Федерации. В свою очередь, территориальная целостность России проявляется в нерушимости ее государственных границ, неотчуждаемости государственной территории.
В этом качестве государственное единство России и ее территориальная целостность являют собой теснейшим образом взаимосвязанные конституционные ценности – притом приоритетные, т. е. обладающие ведущим значением в обеспечении наивысшей конституционной ценности – прав и свобод человека.
все преступления, имеющие своим объектом общественные отношения в сфере обеспечения основ конституционного строя в целом, могут быть отнесены к числу преступлений, направленных на нарушение государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации.
К преступлениям, связанные с призывами к насильственному свержению конституционного строя, на мой взгляд, относятся ст. 280, ст. 280.1 УК РФ.
Преступления, связанные с призывами к насильственному свержению конституционного строя
Наиболее распространенным явлением, направленным на проникновение идей экстремизма в массы, являются публичные призывы к совершению экстремистской деятельности. Среди способов распространения данных призывов лидирующее место занимают материалы в сети Интернет и средства массовой информации (СМИ). Безусловной можно считать общественную опасность размещения в них экстремистских материалов, так как именно эти средства массовых коммуникаций – основные источники информирования граждан о происходящих событиях, именно их можно назвать своего рода «воспитателями» молодого поколения, которое с малолетнего возраста практически ежедневно впитывает в себя идеи экстремистского поведения.
Особо в данном аспекте стоит отметить открытую рекламу экстремистского поведения, превращающую данное поведение в своего рода молодежную идеологию. В современных СМИ в большинстве своем сюжеты о экстремистских акциях заканчиваются не тем, какой вред ими причинен, какое наказание ждет совершивших их лиц, а информацией, например, о том, что виновные не найдены, ученики школы (лицея, ВУЗа и т.п.) не учились целый день, и иной информацией, которая запомнится молодому человеку и, учитывая особенности психологии восприятия информации, может стать источником появления идей посредством совершения сходных действий проявить себя.
Таким образом, в настоящее время ощущается острая необходимость в разработке комплекса мер, позволяющих пресекать факты публичных призывов к совершению экстремистской деятельности. И наиболее действенной мерой, по общепризнанному мнению, является установление за рассматриваемые деяния определенной уголовной ответственности. Так, ст. 280 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) четко указывает на возможность привлечения определенного круга лиц к уголовной ответственности за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». В рамках данной статьи рассмотрим более подробно отдельные проблемы применения данных положений УК РФ.
В свою очередь, по смыслу ст. 280.1 УК РФ к публичным призывам, направленным на нарушение территориальной целостности РФ, могут относиться:
– публичные призывы к совершению действий по подготовке, организации, осуществлению или содействию деятельности иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
– публичные призывы к уступке Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам;
– публичные призывы к выходу субъекта Российской Федерации из ее состава;
– публичные призывы к разделению Российской Федерации на два и более государства .
Призывы к совершению действий, направленных на увеличение (приращение) территории Российской Федерации, состава рассматриваемого преступления не образуют.
Также не следует относить к рассматриваемому преступлению призывы к осуществлению референдума, поскольку проведение референдума – это политическое право граждан и форма осуществления народом своей воли. Содержание призывов оценивается правоприменительными органами самостоятельно, но с учетом выводов лингвистической экспертизы.
В первую очереди стоит отметить, что в первой редакции ст. 280 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за публичные призывы к насильственной смене конституционного строя РФ. Объективная сторона данного преступления могла быть выражена в публичных призывах к насильственному изменению самого конституционного строя страны, к насильственному захвату власти, либо к насильственному удержанию власти. В связи с принятием в 2002 году Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , ст. 280 УК РФ претерпела значительные изменения.
Первой проблемой, связанной с данным составом преступления, можно считать сложность определения объекта преступного посягательства. Так, родовым объектом предусмотренного ст. 280 УК РФ преступного деяния, опираясь на название раздела X, выступает государственная власть, тогда как видовым объектом являются безопасность государства и основы конституционного строя (глава 29 УК РФ). Таким образом, законодателем данное преступление отнесено к группе особо тяжких преступных деяний против государственного строя и государства в целом. Непосредственным объектом данного преступного деяния стоит считать политическую систему РФ, ее конституционный строй, безопасность и целостность государства. При этом дополнительным объектом могут выступать права человека, и общественный порядок, так как данное преступление публично совершается. Однако, несмотря на относительную ясность данного вопроса, единства в уголовно-правовой науке отнесения данного преступного деяния к определенной группе преступлений нет. Так, например, Н.В. Юрьева данное преступное деяние отнесено к группе преступлений, посягающих на «общественные отношения в сфере нормального функционирования конституционных органов власти, ее законных представителей» . По нашему
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031.
4. Ветров О.И. Вопросы наказуемости публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, совершенных с использованием социальных сетей // Вестник молодого ученого Кузбасского института сборник научных статей. Новокузнецк, 2018. С. 14-16.
5. Воронин В.Н. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности (ст. 280.1 УК РФ): проблемы конструирования нормы и ее применения // В сборнике: Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов: Сборник научных статей.. 2017. С. 544-546.
6. Ермакова О.В. Вопросы толкования состава публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ст. 280.1 УК РФ) // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14-2. С. 34-35.
7. Никанов А.В. Проблемы уголовной ответственности за информационный экстремизм // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 173-177.
8. Семенцова И.А. Влияние публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности в сети «интернет» на преступное поведение лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости и меры профилактики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 104-107.
9. Чернявский Д.О. Уголовная ответственность за публичные призывы к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России, и право на свободу слова: проблемы соотношения // Российский следователь. 2017. № 5. С. 43-46.
10. Юрьева Н.В. Призывы к осуществлению экстремистской деятельности // Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 2 (007). С. 36-41.