Фрагмент для ознакомления
2
1. Сформулируйте основные методологические положения (не более пяти), которые легли в основу его исследования. Не забудьте, что методологическое положение не может относиться только к конкретному содержанию, изложенному в книге; его можно применить и при исследовании других проблем.
Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
В своей монографии автор дал определение коллективу, обозначил интегрирующую функцию цели и сущностные факторы объединения людей в группе – влияние, подражание, внушение, убеждение. Им была предложена классификация групп, в основе которой находится уровень организованности группы, направление ее активности, степень общности интересов составляющих ее членов. Он также описал закономерности активности коллектива (закон сохранения энергии, закон тяготения, закон отталкивания и др.), некоторые из которых, по сути, заимствованы из физики. Он даже называл коллектив «собирательная личность», которая имеет свою индивидуальность. Проведение параллели с личностью сохранилось и до наших дней, например, в изучении групповых эмоций, групповой воли. По большому счету, этот выдающийся ученый построил первую социально-психологическую концепцию малых групп в рамках созданного им направления – коллективной рефлексологии. Несмотря на то, что многое из предложенного им оказалось в дальнейшем не перспективным, некоторые его идеи существенно повлияли на последующее становление теоретического знания. Например, роль целей в возникновении и формировании группы, постановка проблемы собирательного субъекта (совокупного субъекта, субъекта коллективной деятельности) как предмета исследования. Кроме того, результаты его экспериментов, проводившихся совместно с М. В. Ланге, по изучению проблемы влияния присутствия других и взаимодействия с другими на психическую деятельность индивида и поныне не утратили значения Объективным критерием общественной активности группы является эффективность ее социального действия (деятельности), которая имеет два показателя: социальная значимость результата активности и мера эффекта деятельности, ее результат. Субъективный критерий общественной активности включает нравственно-мотивационную оценку при- чин действия (деятельности) и коэффициент полезного действия (соотношение результата и затрат). В общих положениях отражены фундаментальные составляющие: ключевые понятия теории, уровни и связи группы, целостность и сложность группы, режимы групповой активности, типы неформальных подгрупп, причины возникновения и функции не- формальных подгрупп, мотивация и социально-перцептивные процессы в образовании подгрупп, источник (противоречия) и механизм (процессы интеграции и дезинтеграции) групповой динамики, связь между внешним взаимодействием группы / подгруппы и внутренними процессами в группе / подгруппе. Частные положения сформулированы на основе общих и описывают разные феномены группы, подгруппы и индивида: нормы, сплоченность, противоречия, конфликты, доверие, идентичность, эффективность, влияние, статус, лидерство, адаптация и др. Более того, разработаны многомерные модели групповой сплоченности, доверия, идентичности и конфликта в группе, групповой эффективности. Некоторые из них прошли апробацию в эмпирическом исследовании. Надо сказать, что содержание микрогрупповой теории к настоящему времени уже вышло за пределы ее названия.
2. Ответьте на вопрос и обоснуйте свою точку зрения: применял ли данный психолог в этом конкретном исследовании формально-логический или диалектический метод?
В общенаучной методологии выделены следующие способы описания объекта: а) параметрическое, морфологическое, функциональное описание; б) системный подход, который может включать три предыдущих способа описания; в) диалектика; г) синергетика. Принято считать, что параметрическое описание является исходным уровнем исследования объекта. Этот способ использовался для выделения отличительных признаков малых групп, создания параметрической теории (Уманский, 1971, 1975, 1980 и др.), а также в ряде исследований, где внимание фокусировалось на ключевых параметрах группы, так называемых «интегральных» ее характеристиках – групповой сплоченности, групповой мотивации, эффективности группы и т.д. (Богданов, Семенов, 1980; Русалинова, 1979 и др.). Морфологическое описание заключается в описании объекта через установление его структуры, т.е. сети связей и отношений, что предполагает разложение объекта на составляющие элементы. Исследуемый объект может расчленяться разными способами, а потому понятие элемента не является однозначно определенным. Понятие структуры часто использовалось в теоретико-экспериментальных и прикладных исследованиях малых групп, например, когда речь шла о структуре межличностных отношений, ценностно-нормативной и статусно-ролевой структуре. Функциональное описание основывается на анализе определенного вклада некоторого явления А для исследуемого объекта S, что формализованным образом выражается в
Показать больше