Фрагмент для ознакомления
1
Напишите, какая психологическая концепция (автор, название) кажется Вам на сегодняшний день наиболее привлекательной.
Концепция психологической безопасности
1. Почему эта концепция имеет такое название?
2. Перечислите основные понятия данной концепции (3-5), дайте им определения.
3. Назовите 2-3 понятия, которыми пользовался автор данной концепции, но которые Вы не включили в основные. Объясните, почему Вы их не включили в первый список.
4. Напишите предположение, что можно было бы исследовать в наше время в рамках названной Вами концепции.
Фрагмент для ознакомления
2
Напишите, какая психологическая концепция (автор, название) кажется Вам на сегодняшний день наиболее привлекательной.
Концепция психологической безопасности
1. Почему эта концепция имеет такое название?
Жизнь человека на протяжении всей истории сопряжена с различными видами опасностей, она никогда не была надежной и гарантированной от каких-то неблагоприятных событий, случайностей, неожиданностей и опасностей. Можно сказать, что проблема безопасности является одной из постоянных составляющих повседневной жизни человека. Однако современные опасности содержат ряд качественных отличий. Так, наряду с природными катаклизмами (цунами, землетрясение, смерч, ураган и др.), появилось еще много видов опасностей, связанных с деятельностью человека, развитием науки и техники. По мнению А. И. Донцова и Е. Б. Перелыгиной, «в современном мире усиливается линия иррациональности, он все больше разделяется не только на тех, кто думает так, как и ты, и на тех, кто думает иначе; он поделен между теми, кто ощущает то же, что и ты, и тех, кто живет в системе иных ощущений, что существенно затрудняет диалог между носителями культур». У. Бек в своей работе «Общество риска», анализируя опасности в обществе, отмечал, что в своем стремлении к благополучию люди избегают одних опасностей, но при этом навлекают на себя другие, может быть, еще большие. Многочисленные концепции психологии безопасности рассматривают данное явление с разных сторон, каждая из них пытается ответить на вопросы о том, какова природа безопасности, в чем ее суть и содержание, от чего зависит состояние безопасности человека и какие явления могут препятствовать ее развитию. В последние годы все более значимым становится рассмотрение психологии безопасности в рамках организационной психологии, психологии развития, психологии окружающей среды и социальной психологии, поэтому наше освещение этих направлений может способствовать расширению границ традиционных взглядов на психологию безопасности. Понимание безопасности как психологического явления не отрицает и не отвергает политические, военные, экономические концепции. Оно дополняет различные теории и предлагает немного иной взгляд на сам феномен безопасности. В отличие от таких социально-политических понятий, как демократия, стратификация или социализм, которые описываются при помощи четко определенных критериев, независимых от человека, безопасность, как психологическое явление имеет смысл только в контексте человеческих реакций.
2. Перечислите основные понятия данной концепции (3-5), дайте им определения.
Следует отметить, что первое определение психологии безопасности появилось в рамках психологии труда. Психология безопасности должна была обеспечивать профилактику несчастных случаев на производстве. В последние десятилетия психологическая безопасность стала теоретически и практически значимым явлением отчасти из-за повышенной важности обучения и инноваций в современных организациях. Большой интерес в русле организационной психологии представляет концепция Эми Эдмондсон, которая описывала психологическую безопасность как мнение о том, что общество, в котором находится человек, безопасно для меж- личностного общения. Она утверждала, что люди в рабочем коллективе более склонны занимать пассивную позицию для того, чтобы защитить собственное «Я», свою самооценку и сохранить самоуважение. Э. Эдмондсон выделила четыре вида риска, с которыми сталкиваются люди, работая в командах: человек, задающий вопрос, может быть расценен как некомпетентный; человек, принимающий помощь, обращающийся за помощью или допускающий ошибку, может создать впечатление некомпетентного; человек, который критикует прошлые или настоящие события, может быть воспринят негативно; наконец, чтобы не быть навязчивым, человек может перестать обращаться за помощью.
Показать больше