Фрагмент для ознакомления
2
Томас Гордон «Курс эффективного преподавателя»
ГЛАВА 1.
В этой главе Томас Гордон подводит читателя к тому, какие проблемы будут описаны в дальнейшем, объясняет, что у него имеется определённая программа работы и с детьми, и родителями. Автор указывает, что, безусловно, основная ответственность за то, что у детей есть проблемы ложится на родителей, но родителям в решение и предотвращении проблем детей необходимо помогать, необходимо обучать родителей правильно воспитывать детей, научить тому, как исправить ошибки в воспитании и не допустить их.
Мысль о том, что родителей нужно обучать воспитанию детей, на наш взгляд, правомерна и важна для современной педагогики и психологии.
Автор на примерах из личной практики работы с семьями показывает, что между родителями и их детьми могут развиться теплые, задушевные взаимоотношения, основанные на любви и уважении, но для этого для этого были приложены усилия и проведена работа по программе нивелирования и предотвращения внутрисемейных конфликтов «отцов и детей».
Программа, которую предлагает врач-психиатр в этой связи именуется Р.Е.Т., она даёт родителям возможность избавиться в семье от бунтов и скандалов, так как не бунтуют против родителей, они бунтуют только против определенных разрушительных методов воспитания, применяемых практически всеми родителями, поэтому родители должны овладеть искусством разрешения и предотвращения внутрисемейных конфликтов, что по нашему мнению, важно и правильно, ведь, действительно, современные родители пользуются практически теми же методами воспитания детей, которыми пользовались их родители, родители их родителей и т. д. Психология, возрастная психология и другие поведенческие науки накопили массу новых сведений о детях, родителях, межличностных отношениях, о том, как способствовать нормальному развитию личности, как создавать благоприятный психологический климат.
В этой связи автор говорит о том, что весь накопленный опыт должен быть доступен для родителей, родителей нужно просвещать и обучать, чтобы дети и они сами были счастливы. И мы, безусловно, согласны с данным тезисом исследователя.
Для правильного понимая того, какие бывают родители врач разбивает родителей на три группы: «победители», «проигравшие» и «маятники», что целесообразно, так как с каждой группой родителей необходимо работать с применением определённых методов, что не противоречит программе Р.Е.Т.
На наш взгляд, поднятые Т. Гордоном проблемы, действительно, являются актуальными для родителей и детей. Важно, что доктор решает подойти к этим проблемам с научной точки зрения и не просто описывает проблему, а проводит анализ и приводит примеры из опыта работы. Безусловно, что создание им программы и центра, где работают специалисты, готовый помочь родителям воспитывать детей и себя, является большой заслугой Т. Гордона.
ГЛАВА 2.
Во второй главе Т. Гордон отвечает на вопрос: как должны вести себя родители, чтобы быть личностями в глазах своих детей? Утверждает, на наш взгляд, очень важный тезис, который не должен отпугнуть родителей от желания учиться быть родителями и желания учиться воспитывать своих детей: для того, чтобы являться эффективными родителями не нужно отказаться от своей человеческой сущности, нужно принимать как должное то, что каждый из родителей — личность, которая может испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции по отношению к своим детям, поэтому не стоит обязательно быть последовательным в своих чувствах и действиях, не имеет смысла притворяться снисходительным или любящим, если чувства прямо противоположны. Кроме того, не обязательно испытывать одну и ту же степень любви и снисходительности по отношению ко всем своим детям.
В этой главе акцент делается на то, чтобы родители научились отдавать себе отчет в своих действительных чувствах. Для этого в клинике Гордона были разработаны определённые диаграммы, которые имеют целью помочь родителям легче разобраться в своих чувствах и понять, что заставляет их испытывать те или иные чувства в различных ситуациях.
Считаем, что предложенные диаграммы являются очень интересной разработкой автора, которая должна, бесспорно применяться в самостоятельной работе родителей над взаимоотношениями с детьми и, конечно, специалистами-психологами и педагогами.
В ГЛАВА 3.
Т. Гордон рассуждает о силе одобрения, указывает на то, что человек, способный чувствовать и выражать свое одобрение, наделен способностью оказывать эффективную помощь, так как одобрение другого человека является важным фактором развития таких взаимоотношений, в рамках которых другой человек может расти, развиваться, претерпевать конструктивные изменения, учиться разрешать свои проблемы, двигаться в направлении душевного здоровья, становиться более продуктивным и созидательным и раскрывать себя в полной мере. Одобрение в данном ракурсе важно для того, чтобы эффективно воспитывать детей и учеников, чтобы налаживать межличностные взаимоотношения.
Важно, на наш взгляд, осознать, как пишет автор, что язык одобрения делает детей более открытыми, побуждая их делиться своими чувствами и проблемами, что важно для каждого родителя и педагога и должно использоваться родителями в их отношениях с детьми, а педагогами в образовательном и образовательном процессе, ведь часто мы думаем, что одобрение может деформировать самооценку ребёнка, автор убеждает нас, что наоборот, отсутствие одобрения порождает большие межличностные проблемы. Свои утверждения врач-психиатр доказывает примерами из опыта работы профессиональных врачей и консультантов, показывая. насколько эффективным может быть такое одобрение.
Именно поэтому можно так часто услышать от людей, обращавшихся за помощью к специалистам-психологам, что во время приема они совершенно не боялись оценочных суждений со стороны специалиста, который проявил себя умеющим одобрять, что значит-уметь принимать. Они нисколько не стеснялись говорить о себе консультанту самое худшее, так как чувствовали, что тот одобряет их независимо от того, что они скажут. Такое одобрение, по мнению исследователя, является одним из важнейших факторов, способствующих росту и изменению, которые претерпевают люди благодаря консультациям и лечению.
Автор описывает методики работы, выражающие одобрение, данные методики целесообразно, по нашему мнению, использовать, не только в работе и общении с детьми, но в межличностном общении взрослых: невербальное выражение одобрения (утверждающие помахивания головой, улыбка и т.п.), невмешательство как выражение одобрения (дать ребёнку возможность в простых операциях ошибаться и самому искать выход из проблемы), пассивное слушание (молчание).
Автор утверждает, что одним из наиболее эффективных и конструктивных способов реакции на эмоциональные и проблемные сообщения детей является «Ключ от двери», или «Приглашение высказаться». Их смысл в том, что такого рода реакции не выражают собственных идей, суждений, чувств слушателя, но они приглашают ребенка поделиться его собственными идеями, суждениями, чувствами. Они открывают для него дверь, они приглашают его на разговор. На наш взгляд, предложенные вербальные реакции, приглашающие на более откровенный разговор и располагающие к себе ребёнка очень подробно описаны в данной главе и должны использоваться в практике воспитания детей.
Родители зачастую не используют или используют ограниченно подобные реакции, то работа в направлении саморазвития и использования всего спектра подобных реакций при общении с детьми и подростками поражают родителей: дети на глазах становятся более открытыми и буквально
Показать больше