Фрагмент для ознакомления
2
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ
Для обозначения явления, связанного с некорректными высказываниями, исследователи
используют ряд терминов: интолерантная лексика, языковая вражда, языковая агрессия, речевая
агрессия, словесная агрессия, вербальная агрессия, словесный экстремизм, язык вражды и др.
Лингвисты настаивают на различении двух понятий: языковая агрессия и речевая агрессия.
Языковая агрессия - насильственное навязывание народу, национальности другого (неродного)
языка как средства коммуникации, получения образования, науки, культуры и т.д., стремление
превратить этот неродной язык в проявление самоидентификации этноса.
Речевая агрессия - устный, письменный текст с вульгаризмами, словами обсценной (нецензурной)
лексики для выражения партнеру по общению своего возмущения, презрения.
В контексте языка медиа стоит оперировать термином «речевая агрессия».
Современные медиа направляют свои усилия на привлечение внимания аудитории и получения
ее лояльности. По выражению немецкого теоретика медиа Норберта Бо, в эпоху доступа
аудитории к многочисленным информационным и развлекательным продуктам СМИ ведут
борьбу за наиболее дефицитный ресурс - внимание. Анализ медийной практики доказывает, что
журналисты прибегают к различным технологиям формирования аудитории, среди которых
особое место занимают вербальные, предусматривающих применение специальных языковых
средств, в частности на лексическом уровне, - эмотивных, оценочных, образных. Стоит принять во
внимание одну из вербальных технологий, предусматривает использование инвективной лексики,
которая охватывает широкий круг стилистически сниженных единиц.
В результате мониторинга медиа зафиксирован ряд негативно-оценочных единиц, что можно
квалифицировать как инвективную лексику. Согласно философскому словарю, инвектива -
культурный феномен социальной дискредитации субъекта через адресованный ему текст, а также
устойчивое выражение, которое воспринимают в той или иной культурной традиции как
оскорбительный для адресата. Анализ материалов российских СМИ делает возможным
выделение нескольких разновидностей речевой агрессии.
Эмоциональным считают речи, насыщенное словами и выражениями «с ярко выраженной
эмоциональной коннотацией». Эмоциональность истолковывают как подкатегорию
информативности, проявляющуюся в эмоциональной нагрузке модулей дискурса и компонентов
текста; свойство языковой единицы передавать чувства, эмоции. Зафиксированные в ходе
мониторинга цитаты обычно содержат грубо-просторечную и бранную лексику, которой
свойственна резко отрицательная, презрительная коннотация.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронцова Ю. А., Особенности прагматического воздействия в текстах средств массовой
информации // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов:
Материалы Второй международной научной конференции, г. Волгоград, 24–26 апр. 2017 г.: в 2 т.
Т. 1. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007.
2. Майданова Л. М., Агрессивность и речевая агрессия. — М., 2017.
3. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В., Язык современных СМИ: средства речевой агрессии //
Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2016. — Т. 10. — Вып. 6. — С. 140–143.