Фрагмент для ознакомления
2
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Быстрый процесс информатизации общества делает информацию ключевым объектом в жизни человека. О важности информационных правоотношений во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, свидетельствует работа с информацией, а именно получение, хранение, использование и распространение. Все процессы, происходящие с нами, например, производство товаров и услуг, их распределение, сбыт, создание и использование новейших технологий и т.д. никак не могут существовать без использования информации. Результатом этого является тотальная зависимость человека от информации. Поэтому изучение информационного общества является необходимостью современного прогресса человечества.
Сегодня существует множество точек зрения относительно определения понятия «информационное общество». Например, социальная философия трактует как «общество нового типа, формируется в результате новой социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий».
Информационное общество - это новый этап развития человечества, в котором любой человек с помощью информационнo-коммуникационных технологий может получать, перерабатывать и распространять информацию, а государство должно обеспечивать качественный уровень информатизации всех отраслей [1, с. 90].
Стоит отметить, что в центре информационного общества является человек, информация, информационнo-коммуникационные технологии и информационные ресурсы.
Последние годы характеризуются обогащением общественного лексикона такими понятиями, как «электронное правительство», «киберполитика», «электронное гражданство», «кибердемократия». Именно информационная революция, сегодня разворачивается фактически на наших глазах, и определяет движение нового общества - информационного, или «общества знаний» [6, с. 75].
Одной из фундаментальных характеристик этого общества является его глобальный характер. Процесс формирования общества характеризуется стиранием границ между странами и народами, меняется структура мировой экономики, более динамичным и конкурентным становится рынок. Знания и информация становятся одними из ключевых ресурсов страны, масштабы использования которых приравниваются к использованию традиционных ресурсов, и доступ к ним является одним из основных факторов социально-экономического развития этого государства. Поэтому каждая страна сегодня считает одной из приоритетных задач формирование и усиленное развитие информационной инфраструктуры.
В то же время новейшие информационные технологии, проникая чуть ли не во все сферы человеческой жизни, производят не только новые возможности решения ряда проблем, однако и порождают новые проблемы и угрозы, такие как разрыв связей между государствами, так и в рамках отдельной страны, соблюдения свободы слова и отсутствие цензуры, защита прав и интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранения национального языка и культурного наследия в новых условиях, охрана интеллектуальной собственности, противостояние культурной экспансии других стран.
Создание глобального информационного общества сегодня является объективно обусловленным процессом, основой которого является растущее с бешеной скоростью влияние новых информационно телекоммуникационных технологий на все сферы человеческой жизни, взаимоотношения государства и общества, и международные отношения в целом [6, с. 45]. Все более важную роль для каждого государства приобретает ее включенность в процесс формирования сетевой экономики.
Широкое использование новых информационных технологий в повседневной жизни способствует совершенствованию демократических принципов, ведет к повышению политической активности граждан, установление эффективного диалога государства и общественности с последующей обратной связью. В общем, процесс становления информационного общества предъявляет к государству новые требования: быть координатором деятельности субъектов общества и способствовать созданию благоприятных условий интеграции граждан страны в глобальное информационное общество, при этом отстаивать собственные интересы в мировом инфопространстве [1, с. 75].
Переход на следующий уровень информационного общества происходит через научно-техническую революцию, в ходе которой изменяется среда обитания граждан, а это приводит к изменению сознания людей. Именно технологически информационная революция стала причиной последующих вещей: увеличение доли информационных коммуникаций, услуг и продуктов в ВВП; образования глобального инфопространства, которое обеспечивает информационное взаимодействие людей, их свободный доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей людей в информационных услугах и продуктах.
Переход общества к постиндустриальной или, точнее, к информационной стадии характеризуется следующим критериям:
1) космические;
2) технические (переход к шестому технологическому укладу)
3) социально-экономические критерии.
От промышленного общества, где доминируют сфера услуг и промышленность соответственно, информационное общество отличается тем, что знания, информация, информационные услуги и все отрасли, связанные с производством этой информации (компьютерная, телекоммуникационная, телевизионная) растет быстрыми темпами и новое общество производит новые рабочие места [9, с. 27].
В условиях глобализации мирового развития и беспрецедентной информационной открытости границ информация становится главным
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова И. В. Государственная информационная политика: организационно-правовые аспекты [Текст] / В. Аристова; под общ. ред. А. Н. Бандурки. - Харьков: Ун-т внутренних дел, 2012. - 386 с.
2. Баев А. А. Доступ к электронно-информационной инфраструктуры и технологий в Украине [Текст] / А. А. Баев // Информация и право. - 2011. - № 2. - С. 98-102.
3. Бебик В.М. Социально-коммуникационная праксеология: понятие и методологии [Текст] / В. Бебик // Информация и право. - 2017. - № 2. - С. 53-60.
4. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе [Текст] / М. С. Вершинин. - СП6. : Изд-во Михайлова В.А., 2011. - 253 с.
5. Данильян В. А. Информационное общество и перспективы его развития в Украине (социально-философский анализ) [Текст]: монография / А. Данильян. - Х.: Право, 2018. - 184 с.
6. Дзьобань О. Л. Информационная безопасность в проблемном поле социокультурной реальности [Текст]: монография / А. П. Дзьобань. - Х.: Майдан, 2015. - 260 с.
7. Липкан В. А. Систематизация информационного законодательства Украины [Текст]: монография / В. А. Липкан, В. А. Зализняк. - М.: ФОП А. С. Липкан, 2012. - 304 с.
8. Марущак А. И. Информационное право: досryп информации [Текст]: учеб. пособие. / А. И. Марущак. - М.: КНТ, 2017. - 532 с.
9. Новицкий А. Н. Феномен «информационного общества как обьекг научного исследования [Текст] / А. Н. Новицкий // Информация и право. - 2015. - № 1. - С. 25-29.
10. Пархоменко О. В. Информационно-знаниевую общество: проблемы, особенности [Текст] / В. Пархоменко // Научно-техническая информация. - 2014. - № 1. - С. 3-6.
11. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции [Текст] / А. И. Ракитов. - М.: Политиздат, 2018 - 287 с.
12. Социaльные коммуникации (теория, методология, деятельность) [Текст]: словарь-справочник / сост. В. А. Ильганаева. - Х. КП «Городская типография», 2012. - 392 с.
13. Цимбалюк В. С. Масс-медиа в информационном обществе [Текст] / В. С. Цимбaлюк. // Информация и право. - 2016. - № 1. - С. 30-33.
14. Смирнов А.А. Приоритеты обеспечения безопасности информационного общества: сравнительно-правовой анализ программ России и Европейского союза // Административное право и процесс, 2012, N 7
15. Занозина Е.Н. Госпрограммы — это витрина государственной политики Российской Федерации, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/34167/.
16. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации / Показатели развития информационного общества в Российской Федерации, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_t еЛпо^у/.
17. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020годы)», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi