Фрагмент для ознакомления
2
Трагедия и гибель героической индивидуальности по трагедии Шекспира «Гамлет»
В основе теории Л.С. Выготского лежит положение о том, что поведение человека необходимо
рассматривать в двух взаимосвязанных планах: натуральном (результат биологической эволюции)
и культурном (результат исторического развития общества). Биологическое реагирует на сигнал
непосредственно. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками.
Орудия направлены вовне, на преобразование действительности. Знаки формируются для
влияния на других людей, а затем используются для управления своим собственным поведением.
По представлениям Выготского внешние культурные воздействия на человека связаны со своим
психологическим эффектом опосредованно, через личность. А само внутреннее действует через
внешнее (знак), тем самым изменяя себя.
Материалы его докторской диссертации 1925 года были впервые опубликованы в 1965 году под
названием «Психология искусства». В этой работе Выготский с психологических позиций
исследует феномен воздействия искусства на человека. Он обращается к классическим
произведениям - к басне, новелле, трагедии Шекспира «Гамлет». Главный вопрос: в чем суть
воздействия искусства? Что именно делает произведение художественным, настоящим
творением искусства? Замысел Выготского состоит в том, чтобы, анализируя особенности
структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней
деятельности, которую оно вызывает.
В трагедии Шекспира раскрывается конфликт эпохи и личности. Герой, благородный юноша,
должен отомстить за убитого отца. В контексте данного произведения месть - это не личное дело,
не «око за око». Это закон мироустройства, по-своему восстанавливающий справедливость, ведь
если ты не мстишь убийцам, то становишься соучастником преступления.
В третьем акте пьесы Клавдий узнает почерк Гамлета по двум словам: «голый» и «один». Более
точной характеристики принцу датскому дать трудно. Он голый - потому что опереться ему не на
кого, кроме как на самого себя. Он одинок - потому что в этой опоре на себя и в прозрении он
достиг такой мощи, что никто уже не может встать с ним рядом.
Клавдий нынешний до «злого гения» тоже не дотягивает: он мучается, раскаивается, пытается
молиться. Прочее и вовсе довольно слабо и вполне удовлетворяет определению настоящего
джентльмена, данному Озриком: «в них заключено все, что положено знать светскому человеку».
Все, что положено каждому, а по сути зачастую - «звери, лишенные разуменья».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
2
1. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». – М., Просв., 1986, – 224с.
2. Верцман И. «Гамлет» Шекспира. – М., Худож. лит., 1964, – 144с.
3. Выготский Л.С. Психология творчества. М.: 1999 – 279 с.
4. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и время. М., Наука, 1964.
5. Шекспир в меняющемся мире. Сборник статей. – М., Прогресс, 1996