Фрагмент для ознакомления
2
Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
Книга «7 навыков высокоэффективных людей» американского
консультанта по вопросам организационного управления и личностному
росту Стивена Кови принадлежит к числу деловых бестселлеров. Многие
успешные компании включают ее в число книг, предлагаемых своим
менеджерам для прочтения в обязательном порядке. Эта книга оказала
влияние на большинство ведущих бизнесменов и политиков, включая Билла
Гейтса, Стивена Форбса, Билла Клинтона, Германа Грефа и многих других.
Первая часть книги называется «Парадигмы и принципы». В ней
Стивен Кови обосновывает необходимость кардинальных внутренних
изменений, которые являются условием усвоения навыков эффективности. К
самой идее первичности «позитивного в характере» Кови приходит,
сравнивая друг с другом две системы определения человеческого успеха. Он
называет их Этикой личности и Этикой характера. Суть Этики личности
Кови связывает со сложившимися в период после Второй мировой войны
критериями человеческой успешности, в качестве которых на первое место
выдвигались внешние проявления человека в социуме: умение производить
впечатление, общаться, манипулировать людьми – иными словами, все
принятые обществом стандарты поведения человека. Этика личности связана
с технологиями успеха, она строится вокруг сиюминутных поверхностных
результатов.
Этика характера основывается на внутренних качествах человека, которые,
по мнению автора, и определяют его успешность, поскольку они
соответствуют принципам эффективности. С позиций Этики характера
эффективность человека является результатом воплощения в жизнь
определенных внутренних качеств, таких как справедливость, честность и
искренность, человеческое достоинство, трудолюбие, верность и пр. То есть
2
первичным условием успешности и эффективности является подлинная
сущность человека, а не внешние, сформированные обществом стандарты.
Стивен Кови задается вопросом о том, каким образом человек принимает в
качестве руководства к действию те или иные представления. Этот вопрос он
решает с помощью понятия «парадигмы». Под парадигмой понимается
определенная система принципов, которые определяют видение мира под
определенным углом зрения, такое представление о мире, которое
обусловливает наши мнения и поступки. Парадигмы – это рамки,
ограничивающие и направляющие человеческое понимание мира и самого
себя в этом мире. Этику личности определяют социальные парадигмы, тогда
как Этику характера – внутренние, субъективные. Как пишет Кови, «мы
видим мир не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами».
Для достижения эффективности человек должен совершить переход от
следования Этике личности к Этике характера, то есть по сути изменить себя
самого. Но подобная трансформация требует кардинального изменения
способа мышления, установок, которые определяют наши действия.
Подобное изменение Кови связывает с процессом, который он именует
«сдвигом парадигмы». Роль сдвига парадигмы заключается в том, что он
влечет именно качественные изменения.
Кови утверждает особый подход к решению проблем персональной и
межличностной эффективности. Этот подход он называет подходом
«изнутри-наружу», объясняя его значение тем, что начинать надо «с самого
себя – со своих парадигм, своего характера и своих мотивов».
Необходимость изменения способа мышления обусловлена самим понятием
«навыка». Стивен Кови определяет навык как область пересечения знания,
умения и желания. Знание представляет собой теоретическую парадигму, в
рамках которой человек отвечает на вопрос, что делать и зачем. Умение
определяет, как делать. Желание – это мотивация. Навыком эти три элемента
становятся только в синтезе, поэтому для его создания работать необходимо
во всех трех направлениях.
Показать больше