Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Издавна человек постоянно является объектом философских раздумий, но не всегда он стоит в
эпицентре внимания философов. Однако, даже если он не находится в центре внимания, то
никогда все равно не выходит за рамки философии. Одна из самых главных в философии это
проблема человека. Она очень актуальна она в переломные периоды развития истории, когда
наиболее сильно встает вопрос о цели и смысле существования не только отдельной личности, но
и всего общества в целом.
Известно, что в разные эпохи истории предлагались новые трактовки проблем, которые связаны с
человеком, с его отношением к миру и местом в этом мире: менялись аспекты и приоритеты
осмысления жизни.
1. Понятие экзистенциализма и его развитие
Экзистенциализм (от лат. exsistentia фр. existentialisme — существование), возник в 20 веке в
период войн и общей беспокойности, означает «философия существования». Такая философия
возникает по своей направленности как антропологическая. Ее центральная философская
проблема — это человек и его существования в этом мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их
классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуальночеловеческого бытия. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда будут
волновать людей: «В чем смысл жизни человека? Для чего живет человек? Каков выбор
человеком своего жизненного пути?».
Истоками философии экзистенциализма служат размышления Кьеркегора и Гуссерля. Это
философское направление отрицает рационалистскую классическую философию так как она
разделяет реальность на субъективное и объективное. Всю действительность классическая
немецкая философия представляет «сущностью» или предметом, который необходимо познавать.
С точки зрения рационалистов, истинная философия должна исходить из единства субъекта и
объекта. Это единство воплощается в экзистенции или некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человеку
необходимо оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В итоге мир
станет для него «интимно близким».
Вообще экзистенция определяется как противоположность сущности. Если судьба животных и
вещей предсказанна, т.е. у них есть сущностью прежде существования, то человек обретает свою
сущность в процессе своего существования. Главное проявление экзистенции это свобода,
подразумевающая переживания за результат своего выбора. «Нужно признать, что
экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует.
Противоречивость такого исходит из самого содержания «экзистенции», в связи с тем, что она по
определению неповторима и индивидуальна, означает волнения отдельно взятого человека,
который непохож ни на кого. Некий прототип экзистенции это душа человека. Исходя из такой
противоречивости, необходимо уточнить, что практически никто из мыслителей, которые
причислены к экзистенциализму, не был в реальности философом-экзистенциалистом. Философия
Жан-Поля Сартра
Жан-Поль Сартр - представитель экзистенциализма? французский философ, писатель, эссеист,
драматург. Жан-Поль Сартр родился 25 июня в 1905 года Париже. Его отец, морской офицер, ЖанБатист Сартр, умер в Индокитае от тропической лихорадки, когда Жан-Полю было всего 2 года.
Сартр был женат на Симоне де Бовуар - известной писательнице, близкой по своему
мировоззрению к экзистенциализму. Сартр был участником Французского движения
Сопротивления, общественным деятелем, в послевоенные годы - многочисленных организаций и
демократических движений. Являлся директором и основателем журнала «Les Temps Modernes».
Получил образование в лицеях Ла-Рошели, закончил высшую школу в Париже, прошел
стажировку во Французском институте в Германии в Берлине. Преподавал философию в разных
лицеях Франции; с 1944 целиком и полностью окунулся в литературную работу. Известность
Сартру принесли сборник рассказов «Стена» и роман «Тошнота». Главная философская работа
Сартра – «Бытие и ничто». Но основную популярность Сартр получил в послевоенные годы.
1.1 Философская эволюция Жана Поля Сартра
Самый большой период мировой популярности Сартра длился на протяжении 1940-1950-е гг.
Тогда он становится признанным лидером французских, а также всех европейских «прогрессивно
мыслящих» интеллектуалов. Такая известность была определена содержанием его идей,
многообразием и яркостью его присутствия в духовной атмосфере послевоенной Европы.
«Тотальный интеллектуализм» Сартра дает возможность рассмотреть его не только как философа,
который также писал и художественные произведения, а даже и как автора, который высказывал
свои мысли «в разных регистрах» (М. Конта), активно вторгавшегося в новые пространства
выражения, которые обусловлены прогрессом масс-медиа. Философские работы Сартра состоят
из семи томов. Это его обширное наследие. Основные работы: «Бытие и ничто»;
«Воображаемое»; «Критика диалектического разума». Но философское содержание содержится и
в его многочисленных биографиях и автобиографиях, пьесах и романах, новеллах и статьях,
заметках и выступлениях на политических митингах и по радио.
Сартр превращает свою собственную жизнь в основной материал для философии. Вырос он без
отца, в литературно-преподавательской среде и в католическо-протестантском окружении.
Отсутствие отца, пережитое как «отсутствие Бога», ранняя страсть к литературному творчеству,
говоря шире - к «письму», определили философскую ориентацию всей его дальнейшей жизни:
«богоборчество», которое обусловлено отказом зависеть от сущностной заданности
человеческого бытия вообще; от внешнего «творца», признание неукорененности человека в
мире, которое выражается в фундаментальной случайности человеческого существования,
противопоставленной необходимости бытия «по праву» как ложного образа индивидуума; и
наконец, «невроз литературы», от которого Сартр так и не вылечился, как способ
самопорождения и самотворения в культуре. Коренная случайность индивидуума определяется
на уровне до-рефлексивного схватывания им своего в-мире-бытия, «заброшенности» в мир,
«избыточность» своего в нем присутствия. Случайность переживается до всякого
конституирования субъекта как «простое чувство экзистенции», которое обнаруживается в
волнении, что определило название первого романа Сартра – «Тошнота». Самоочевидная
случайность человеческого бытия коррелятивна тотальной свободе сознания. Существование
индивидуума производится в проецировании самого себя в будущее. Человек сам осуществляет
себе основание. В связи с этим он всецело несет ответственность за него, не имея права
перекладывать свою ответственность на свою сущность, на «каузальный порядок мира». Его
«существование предшествует сущности». Я ответственен за свое существование, как только оно
принимает свою жизнь в качестве чего-то им не выбранного. Это согласие жить является
спонтанным. Оно предшествует любому волевому акту «внутри» жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественное и философское творчество Ж.-П. Сартра - это одно из самых весомых и огромных
явлений в духовной истории 20 века. Ж.-П. Сартр определяет, что свобода дарована абсолютно
каждому человеку так же естественно и просто, как благодать Солнца или воздух. Ничто не имеет
власти над человеком, он свободен, ему необходимо полагаться исключительно только на себя, и
все, что он делает находится под его контролем. Свобода заключается в возможности человека
поступать и мыслить в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не следуя
внешнему или внутреннему принуждению. Сартр сформировал оригинальную теорию
атеистического экзистенциализма, определил новый тип философской драмы и романа.
Показать больше