Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Провокационный и спорный, обсуждаемый и неоднозначный реди-мейд Марселя Дюшана «Фонтан» станет объектом рассмотрения в данной работе. Творческий путь и биография автора в переплетении с социальным, политическим и историческим контекстом и запредельным символизмом, и красноречивостью объекта сделали «Фонтан» одной из самых известных авангардных работ XXвека. Искусство как антиискусство открыло новую главу мировой культуры.
Идея, символ, риторика, послание Дюшана ознаменовало собой эпоху дадаизма и сюрреализма. Направлений, которые стали бунтом, против реальности. Искусство, граничащее с психоанализом, стало подчерком автора. Интерпретация художественной работы стала работой, возложенной на созерцающего. О сложностях восприятия можно подчерпнуть мысль Синтии Фрилэнд.
«A chief problem with expression theory, whether Tolstoy’s or Freud’s, is that it seems too limiting to insist that art can only express emotions (whether conscious or unconscious).»
«Ready- made» метод, отвергающий приемы классического изобразительного искусства был использован Дюшаном и сделал писсуар предметом многочисленных споров и исследований. Актуальность рассмотрения выбранного объекта – неоспорима, так как «Фонтан» является знаковым произведением, изменившим ход развития искусства, веха творчества Дюшана, включающая этот реди-мейд, стала основой постмодернизма и современной массовой культуры как следствие.
Каким образом такая техника родилась в творчестве автора, какой культурный контекст ей сопутствовал? Что хотел сказать своим «Фонтаном» Марсель Дюшан? Какой след оставила данная работа в мировой культуре и как она интерпретируется в моем сознании… эти вопросы станут предметом данного эссе.
Марсель Дюшан «Фонтан»
Начнем с биографии выдающегося дадаиста Марселя Дюшана (1887-1968).
Четверо из семи детей в семье Дюшана стали выдающимися художниками: Жак Вийон, Раймон Дюшан-Вийон, Сюзанна Дюшан-Кротти, а так же сам Марсель Дюшан. Такая увлеченность искусством сформировалась в семье благодаря Эмилю Николя – деду матери Дюшана, который был художником и гравером.
Серьезный интерес Дюшана к рисованию проявился в возрасте четырнадцати лет. Первые сохранившиеся рисунки относятся к 1902 году. К 1904 Дюшан начинает заниматься творчеством в Париже. Параллельно Марсель Дюшан строит карьеру шахматиста, и достигает на этом поприще заметных высот.
В изобразительной деятельности Дюшан эволюционирует, ищет свой путь: пробовал себя в кубизме, а к 1910-1920 годам начинает движение в сторону дадаизма и сюрреализма. Наиболее значимые работы данного периода: «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912), «Невеста, раздетая со своими холостяками, одна в двух лицах» (1915-1923). В этот период Дюшан обращается к технике «ready-made» - метод «готовых вещей», произведением искусства, которые становятся по волеизъявлению автора и в рамках определенного контекста. Термин ready-made в контексте изобразительного искусства впервые использовал именно Марсель Дюшан.
Известны работы этого периода: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок»(1914), и, наконец, «Фонтан», 1917.Объекты объединяет максимальная провокативность. Интересен факт, что Дюшан изобретает авторов для работ, например, Розу Селяви. Помимо создания провокационного арт – контента Дюшан публикует абсурдные по содержанию сопровождающие заметки.
Манифест творчества Дюшана выражается так же в публицистике, сьемках в кинофильмах, а так же в акциях группы «Дада».
Именно этот период творчества Марселя Дюшана прославил его и оставил максимальный след в мировой культуре.
После середины двадцатых Дюшан отошел от творчества, посвятив себя шахматам и другой деятельности, интеросной для понимания личности Дюшана.
С 1930-х годов Дюшан совершенно отказался от изобразительного искусства. Он интересовался шахматами, увлекался экспериментами в области оптических иллюзий и кино; его очень занимали движущиеся конструкции разного рода. После Второй мировой войны вышли в свет труды Дюшана, в которых он рассматривал различные проблемы изобразительного искусства
Несмотря, на немасштабное художественное наследие творца, предметы искусства, созданные Дюшаном, оставили ярчайший след в истории мировой культуры, став переворотной точкой развития художественной мысли. В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам – самая значимая премия, в сфере современного искусства во Франции.
Обратимся к самому известному произведению Дюшана- «Фонтан».
Работа датирована 1917 годом и представляет собой реди –мейд- писсуар с надписью «R.Mutt» (Р. Дурак). Писсуар как «фонтан» для выставки Общества независимых художников. Объект Дюшана не был отклонен комитетом выставки из-за правила, по которому у художников, заплативших взнос, все работы должны были быть приняты; однако, на показ работа не была выставлена. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица. Фото было опубликовано в журнале The Blind Man, оригинал считается утерянным. В музеях есть копии объекта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Cynthia Freeland But it is art // United States by Oxford University Press Inc., New York, 2001
2. Никольская Т. Авангард и окрестности. — СПб.// Изд-во Ивана Лимбаха, 2001
3. Энциклопедический словарь сюрреализма. Сост. Т. В. Балашова, Е. Д. Гальцова. М.// ИМЛИ РАН, 2007
4. Bonk E. Marcel Duchamp, The Box in a valise. New York// Rizzoli, 1989.
5. Кругликов В. Марсель Дюшан и его «Фонтан» // adindex.ru, 2011.