Фрагмент для ознакомления
2
В основе экономической безопасности региона как категории, в первую очередь,
отражаются региональные интересы, среди которых: поддержание и обеспечение
достойного уровня жизни населения, рациональное использование имеющегося
экономического потенциала, реализация региональной независимой социальноэкономической политики региона, интегрированность и сбалансированность в
финансовую систему государства. Помимо этого, нужно учитывать необходимость их
защиты от разного рода внутренних (появляющихся в рамках региона) и внешних (со
стороны проводимой экономической политики страны, администраций иных
территориальных субъектов, других стран) угроз при соблюдении баланса с
общенациональными интересами.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью данной работы является изучение конкурентоспособности региональной
экономической ситуации Центрального Федерального округа и ее роли в обеспечении
экономической безопасности государства.
Экономическая безопасность региона представляет собой составляющую экономической безопасности государства, поскольку регион, представляя собой целостное социально-экономическое образование, в тоже время является частью экономической системы
государства. По этой причине является необходимым соблюдать баланс общенациональных и региональных интересов. Каждый регион, испытывая сильное воздействие общероссийских социально-финансовых тенденций, все же имеет свои специализированные
проблемы обеспечения безопасности, которые определяются особенностями самого региона, к примеру, его климатическими условиями, геополитическим положением, структурой отраслей экономической ситуации, обеспеченностью природными ресурсами, национальным составом населения. Территориальные субъекты имеют право самостоятельно
решатьвопросы использования и освоения прогресса торговли, природных источников,
региональной инфраструктуры, сферы услуг, поддержания правопорядка. Но при этом
нужно сохранить единое экономическое пространство страны, которое обеспечивает свободное движение сырья, товаров, капитала, трудовых источников.
Государственная региональная политика РФ должна разрешить противоречие
между необходимостью, с одной стороны, активизации интеграционных процессов,
направленных на укрепление российской государственности и повышение
конкурентоспособности национальной экономической ситуации, а, с другой стороны,
локализовать и предотвратить разные региональные конфликты для обеспечения
безопасности государства.
В состав Центрального федерального округа (ЦФО) входят 18 субъектов РФ:
Брянская, Белгородская, Воронежская, Владимирская, Калужская, Ивановская, Курская,
Костромская, Московская, Липецкая, Рязанская, Орловская, Тамбовская, Смоленская,
Тульская, Тверская и Ярославская области, а также город Москва. Центр ЦФО — Москва,
столица РФ.
Говоря об экономике ЦФО в целом, следует понимать, что ее глубинной
характеристикой является неоднородность, которую можно объяснить двумя полюсами
прогресса — Москвой и периферией (остальными субъектами ЦФО). Данные два полюса
имеют принципиально разнообразную структуру экономической ситуации и,
соответственно, различные факторы и уровень конкурентоспособности.
С одной стороны, экономика ЦФО — ведущая среди всех федеральных округов РФ
(она обеспечивает 37 % ВРП государства) [2, c. 83]. Темпы роста ВРП в ЦФО в 2000-е
годы превышали средние по государству. При этом опережающий рост ВРП в ЦФО
обеспечивался, прежде всего, столичной агломерацией (Москва — 64,7 %, Московская
область — 67 %), то время как периферийные территориальные субъекты ЦФО
демонстрировали нестабильные темпы роста ВРП. Непропорциональный рост ВРП при
более равномерном росте промышленности в ЦФО можно объяснить особенностями
хозяйственного комплекса Москвы, которые обусловлены ее статусом крупного
мегаполиса и столицы. Центры формирования ВРП ЦФО: торговля и иные сервисные
производства — для Москвы, промышленность — для периферийных территориальных
субъектов ЦФО.
С другой стороны, экономика ЦФО является одной из самых несбалансированных
по уровню социально-экономического прогресса среди федеральных округов РФ. При
этом такая несбалансированность прослеживается не только по линии «центр —
периферия», большую дифференциацию можно наблюдать и среди периферийных
территориальных субъектов. К примеру, объем производимого ВРП в Москве в 2006 году
превосходил объем ВРП Ивановской области в 98 раз; разрыв в среднедушевом
производстве ВРП между максимальным (Москва) и минимальным (Ивановская область)
уровнями составлял в 2006 году 8,1 раза. Вместе с тем разрыв между вторым по величине
среднедушевого ВРП регионом (Липецкая область) и Ивановскоай областью составляет 3
раза. Даже учитывая межрегиональную дифференциацию цен при проведении
межрегиональных сравнений разрыв между минимальным и максимальным уровнями
среднедушевого ВРП составляет около 5 раз, что является также аномально высоким [3].
4
Показать больше