Фрагмент для ознакомления
2
Лидерство представляет собой главнейший элемент качественного
управления. Лидерство можно встретить везде, где есть общность людей,
тесно взаимодействующих друг с другом. Термин «лидер» обозначает
«ведущий», «вождь». Кажется, что термин прост, но на самом деле за ним
кроется огромное количество характеристик и применение их на практике.
Лидерство – это не руководство. Последнее предполагает
контролирующую функцию в большей степени, когда отношения построены
на принципах господства и подчинения.
Значимость лидерства в управлении компанией определяет тему
влияния лидерства на само управление. Лидерством важно уметь управлять.
Важно выявлять лидеров, развивать конструктивных и устранять
деструктивных и создавать институт лидерства в компании.
Среди организаций, имеющих и не имеющих лидера, конечно, в плюсе
всегда будет та, которая имеет лидера.
Рассмотрим историческое возникновение проблем лидерства. Откуда
началось исследование лидеров?
Ранее лидерство изучалось только на основании биографии великих
людей. Приводились в систему характерные для личности черты.
Теория «великого человека» (Е. Боргатт и др.) говорит о том, что если
выполнять одинаковые группы задачи с тождественной целью, если при этом
будут одни и те же условия, когда члены группы дают наивысшие оценки, то
это и есть лидер.
3
Теория лидерских стилей говорит о том, что существует несколько
стилей руководства:
1) Автократичный;
2) Либеральный;
3) Стиль, сосредоточенный на работе;
4) Стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный стиль предполагает управление, базирующееся на
том, что потоки информации и процесс принятия выводов должны
управляться верхом иерархии в управлении организацией. Это, конечно,
демонстрирует неверие руководства в компетентность и добросовестность
персонала. Или этот стиль может быть спровоцирован сложным положением
организации, когда от руководителя требуется быстрое принятие решений.
Демократичный стиль управления говорит о том, что управление
организации – это задачи, которые обсуждаются большим количеством
коллег. Руководитель вмешивается в процесс минимально, но проверяет
результат. Если координация действий сотрудников недостаточна, то
перераспределение задач носит неясный для них характер.
Есть и ситуационные теории лидерства, согласно которым лидер
появляется тогда, когда складываются определенным образом время, место и
обстоятельства.
В ситуационных теориях лидерства, когда говорят об эффективном
стиле самого лидера, учитывают следующие факторы:
1) Характер поставленной цели;
2) Фактор самой личности;
3) Учитывается особенность общества или группы и сложившихся в
ней коммуникаций;
4) Берется во внимание социальный статус человека и пр.
Для чего нужны лидеры? Прежде всего, для того, чтобы определять
цели и задачи, организовывать координировать процесс коммуникации в
4
управлении. Лидеры несут ответственность за выбор оптимальных,
эффективных путей решения задач и тем.
Лидером является человек, который в организации обладает
определенным статусом личности и он же оказывает сильное влияние на
мнение и поведение людей, находящихся рядом с ним.
Лидерство – это характеристика, присущая социальному влиянию.
Лидер выдвигает определенных участников общения к тому, чтобы они
достигали конкретных целей. Лидер влияет на активность группы в
достижении целей, на мотивацию каждого участника.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и
практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 317 с.
2) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников:
профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина
Паблишерз, 2012. — 278 с.
3) Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 381 с.
4) Коэн А. Р. Искусство управлять людьми. — М.: АСТ, 2009. — 349
с.
5) Кузес Д. М. Вызов лидерства. — М.: Юрайт, 2009. — 428 с.
6) Кузьмина Т. В. Эффективное манипулирование поведением
человека. — М.: Дашков и К°, 2010. — 145 с.
7) Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.:
Эксмо, 2010. — 236 с.
8) Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. —
М.: Юрайт, 2009. — 322 с.