Фрагмент для ознакомления
2
1. Личность В. П. Морозова
В данном эссе мы рассмотрим сущность методики резонансного пения Владимира Петровича
Морозова. профессор В.П. Морозов известен по книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны
вокальной речи»(1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная
биоакустика — рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека» (1994),
«Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и
вокальная техника выдающихся певцов» (2001) и др.
В. П. Морозов предлагает резонансную теорию искусства пения (РТИП), которая является итогом
его сорокалетнего опыта изучения певцов. В. П. Морозов исследовал голос Ф. Шаляпина, С.
Лемешева, И. Козловского, И. Архиповой, Е. Нестеренко, Н. Гяурова, Э. Карузо, П. Доминго, Л.
Паваротти и др. В книге автор приводит фразы по постановке голоса и пению этих певцов, пишет о
технике их пения.
2. Революционные аспекты метода резонансного пения
Книга автора – «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» - является
первой в России монографией, которая тщательно и точно описывает научно-экспериментальное
изучение огромной роли резонансной системы в создании высоких качественных показателей
голоса. Книга дает возможность сделать голос сильным, красивым, регулировать полетность и
тембр, регулировать четкость дикции.
Резонансная техника отличается от нерезонансной тем, что певец в случае с последней голосовой
силы достигает не при помощи резонанса, а за счет того, что прилагает огромное количество
усилий в области гортани, напрягая дыхание. Как итог – при нерезонансном пении голос теряет
легкость и полетность. Если же осознанно применять резонанс для того, чтобы усилить голос, то
будут формироваться обстоятельства, при которых у певца будет получаться петь легче и без
чрезмерных усилий.
Кроме того, в технике резонансного пения была необходимость, потому что:
1) Не было специальной научно-теоретической основы вокального пения.
2) В литературе не было исследований о роли резонаторов в пении.
3) Вокальная педагогика, как правило, основывалась на интуиции и личном опыте певца и
учителя.
3. Принадлежность метода
Изучение резонансного пения началось Морозовым в 50-х гг. прошлого столетия. Проводилось
изучение в лаборатории по изучению певческого голоса в Ленинградской консерватории (1960-
1968 гг.), в лаборатории биоакустики Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова АН
СССР (1960-1986), в лаборатории невербальной коммуникации Института психологии РАН (с 1987).
Также исследования проводились при помощи Межведомственного НИИ «Искусство и наука» РАН
и Министерства культуры РФ, сотрудничество велось с отделом научно-экспериментальных
исследований музыкального искусства Вычислительного Центра Московской консерватории (с
1903).
Дело в том, что сам резонанс – это то, что дано нам эволюцией и историей. Морозов говорит о
системе «дыхание-гортань-резонаторы» - эта система аналогична духовым инструментам у
млекопитающих и птиц.
4. Ответы на основные вокальные вопросы
Резонансное пение дает возможность сделать голос сильным, красивым, регулировать полетность
и тембр, регулировать четкость дикции.
Каковы особенности резонансной техники.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. — Ленинград: Музыка, 1972. — 299 с.
2) Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.,
Изд. МГК, ИП РАН, 2002. - 496 стр
3) Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение,
сценическая речь. - М.: Когито-Центр, 2013. – 440 с.
4) Фучито С. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. — Санкт-Петербург:
Композитор, 2005. — 52 с.
5) Юренева-Княжинская Н. Г. Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние
эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство: авторская методика
постановки и развития диапазона певческого голоса. — М.: Российская академия музыки им.
Гнесиных, 2008. — 39 с.