Фрагмент для ознакомления
2
Основная задача высшего учебного заведения – это качественное образование, подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов. Поскольку «интеллектуальный капитал» общества составляют именно выпускники вузов, занятые в самых разных сферах человеческой деятельности.
Формирование современной высшей школы немыслимо без целенаправленной, системной подготовки педагогических кадров.
Профессия преподавателя на сегодняшний день одна из востребованных профессий с древних времен.
Причины для того, чтобы стать преподавателем, глубже, почти всех объединяет желание влиять на жизнь людей. По сути, возможность стать учителем позволяет принять участие в формировании следующего поколения. И осознание этого заставляет брать на себя большую ответственность.
Преподавание является одним из самых прямых способов оказать влияние, и если мы хотим помочь окружающим, то быть преподавателем - это неоценимый вклад. Преподаватели делают больше, чем учат, и их влияние распространяется далеко за пределы учебного заведения. Для студентов преподаватель не просто педагог: он наставник, доверенное лицо и друг. Становление учителем позволяет преподавать жизненные уроки, которые ученики никогда не забудут, и дает возможность влиять на их решения, поведение, сильные и слабые стороны и воображение. У всех есть преподаватели, которые повлияли на какое-либо решение и даже оказали влияние при выборе профессии. Мы не можем отрицать влияние и вклад преподавателей на пути становления личностью.
Уильям Артур Уорд говорит, что «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Многие люди называют своего любимого учителя источником вдохновения. Вот к чему я хотела бы стремиться. Для этого мне предстоит непрерывно учится, нужно проделать большую работу, преодолеть все свои страхи и стать драгоценным источником знаний.
С точки зрения профессии, преподавание требует творческого подхода, что делает деятельность преподавателя для меня очень интересной.
Если мы обратимся к истории высших учебных заведений, то увидим, что изначальная цель вуза – интерпретация божественных писаний и выведение из них житейских законов. И преподаватели, и студенты должны были добросовестно служить народу и Богу, быть посредниками между ними, нести ответственность за дела житейские своего населенного пункта.
Студент и преподаватель в те времена (Средневековье) были людьми особого ранга, практически неприкосновенными и судились, при необходимости, в особом порядке. Таким образом, изначальная роль преподавателя – нести, преподавать божественную истину и знания, знания высшие, определяющие уклад мысли и всей жизни отдельного человека и всего народа. Преподаватель должен сам быть образцом того идеала человека, к которому он, по призванию своему, должен призывать других.
Что же касается учителя школьного, то в его функции входит передача знаний земных, бытовых, необходимых в рутинной жизни, независящей, по большому счету, от законов божественных (это гигиенические ЗУН, навыки чтения и письма, самообслуживания и труда).
Роль школьного учителя во многом осталась прежней, но обогатилась большим числом обязанностей и ответственности. Также добавился учитель «младший» - воспитатель, работающий с детьми до школы. А преподаватель высшей школы потерял свое истинное предназначение в наше время. Сейчас от преподавателя ждут чаще всего успешной подготовки квалифицированных специалистов разных профилей и мастей.
Истинный педагог ВЫСШЕЙ школы по-прежнему должен нести ВЫСШИЕ ценности и знания, не зависимо от того, какого специалиста он готовит. Он должен пробуждать совесть, персональную и коллективную ответственность у всех, кого обучает.
Идеальный преподаватель тот, от общения с которым и даже простого присутствия которого у окружающих студентов пробуждается РАЗУМ (а не обыденный ум), постепенно раскрывается и обогащается ценностно-смысловой багаж человека, возникает стремление к самопознанию и саморазвитию.
Идеальный преподаватель тот, рядом с которым видишь свои пороки и слабые места, словно тебя освещает мощный источник света, и тебе становится стыдно за них. Тот, после слушания которого, хочется искать ответы на вопросы и делиться с ним своими ответами. Тот, кому не боишься раскрывать свои идеи и опасения. Тот, в которого веришь и знаешь, что не всё еще потеряно в этом мире. Это тот человек, за которым хочется идти, доверять, тот, у кого всегда есть Цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил, а отражает истинные потребности человечества и ведет к их удовлетворению и духовно-нравственной эволюции общества.
Реформирование российской системы обучения в целом, и в высшем профессиональном образовании в частности, предусматривает разработку новых образовательных программ, совместимых с европейскими, и для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и практики преподавания.
Данный курс нацелен на ориентацию слушателей в изменениях организации уровневого образования в высшей школе и обретение методического инструментария и компетенций для проектирования и их внедрения в практику преподавания при реализации образовательных программ вуза на основе ФГОС нового поколения. Курс построен в логике от общего к частному: проектирование и реализация основных образовательных программ (ООП) на основе ФГОС нового поколения; теория и практика проектирования образовательных технологий на основе ФГОС; разработка рабочей программы дисциплины и фонда оценочных средств на основе ФГОС ВО, а также психологическая составляющая преподавания в высшей школе.
Преподаватель высшей школы должен систематически повышать свою научную, профессиональную квалификации, изучать новые научные статьи и монографии, причем это должен быть не только российский, но и зарубежный опыт. Преподаватель вуза обязан публиковать статьи в научных журналах,
Показать больше