Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одним из наиболее важных национальных приоритетов для Российской Федерации на современном этапе развития международных рыночных отношений является экономическая безопасность как всего государства в целом, так и его регионов. Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» укоренился в современном обществе, став частью внутренней и внешней политики многих стран. Национальная безопасность не может быть обеспечена без экономической, социальной, экологической, информационной и других типов безопасности.
Многие из отечественных исследователей выразили суть национальной экономической безопасности при помощи такого подхода, как основное состояние экономических систем. Со слов Н.В.Никифоровой, экономическая безопасность определяется в качестве состояния отечественной экономики, которое сохраняется до того времени, пока экономическое благосостояние страны, стабилизация внутренних рынков государства не находятся в зависимости от действия определенного внешнего фактора, то есть отрицательное воздействие извне будет нейтрализовано компенсирующим резервом хозяйства государства, который позволяет сохранять экономическую, а также социальную и политическую стабильность.
Существует множество определений понятия «экономическая безопасность», но в обобщенном виде она представляет собой способность экономики сохранять устойчивое развитие под влиянием как внешних, так и внутренних угроз и других факторов, обеспечение высокого уровня жизни населения, а также защита национальных экономических интересов страны.
Цель работы состоит в исследовании основных направлений государственной политики по обеспечению экономической безопасности.
Основные направления государственной политики по обеспечению экономической безопасности
Одним из основополагающих документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» .
Данный документ является важным элементом системы экономической безопасности страны, в котором заданы направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы.
В систему экономической безопасности, на основании стратегий национальной безопасности, включают типы безопасности, которые предусматриваются в нормативно-правовых актах, это: экономическая, финансовая, информационная, фондовая, кадровая, общественная, ресурсная, валютная, ценовая, государственная, энергетическая, экологическая, транспортная, безопасность личности. Из этого будет следовать надобность повышения степени экономической безопасности страны и выстраивание каждого стратегического приоритета современных условий с акцентами на каждый процесс и подпроцесс .
Основой государственной политики по обеспечению экономической безопасности является Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года», утвержденный 13 мая 2017 года. В данном документе отражены внутренние и внешние угрозы, цели, действия и методы государственной политики по обеспечению экономической безопасности России.
Среди основных вызовов и угроз экономической безопасности в документе отмечены следующие:
несостоятельность экспортно-сырьевой модели экономического развития в современных условиях;
низкая конкурентоспособность несырьевых компаний на мировом рынке;
технологическое и инновационное отставание от развитых стран;
высокий уровень коррупции в экономической сфере и другие.
Среди поставленных в стратегии задач можно отметить следующие:
развитие высоких технологий и связанного с ними производственного сектора;
преодоление зависимости от импортного оборудования в соответствующих сферах;
разработка более совершенных мер в ответ на возможное введение санкций со стороны других государств;
наиболее эффективное использование бюджетных средств;
снижение зависимости кредитно-денежной системы от изменений конъюнктуры на международных товарных и финансовых рынках;
налаживание партнерских связей в рамках межгосударственных организаций и т. д.
В соответствии с поставленными задачами были разработаны этапы и механизмы реализации данной стратегии. В настоящий момент Россия находится на стадии завершения I этапа (до 2019 года), носящем подготовительный характер и предполагающим разработку нормативно-правовых мер, совершенствование механизмов реализации мониторинга состояния уровня экономической безопасности. На II этапе (до 2030 года) планируется реализация разработанных мер по нивелированию обозначенных вызовов и угроз.
В целях мониторинга экономической ситуации в стране были также разработаны соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность. Далее представлены следующие основные индикаторы:
качество жизни населения, в состав которого входят такие показатели, как ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), средняя и минимальная заработная плата, прожиточный минимум, реальный располагаемый доход и др.
На основании данных Росстата, средний денежный доход на человека в 2017 году составил 31477,4 руб., а это на 2,4 процента больше 2016 года. Среднемесячная зарплата в 2017 году составляла 39085 руб. Реальный располагаемый денежный доход в 2017 году в сравнении с 2016 годом снизился на 1,7 процента;
конкурентоспособность национальной экономики, уровень вовлеченности каждого предприятия России в мировые рынки и способности к получению выгоды от принятия участия в процессе международного разделения труда.
На основании данных ФТС РФ, оборот внешней торговли РФ в 2017 году 584 050 млн. долл. США. Главным экономическим партнером России во внешней торговле на протяжении нескольких лет остается Европейский Союз, на чью долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, далее за ЕС следуют страны, располагающиеся на территории Азиатскотихоокеанского региона (АТР) с 32%, за ними следуют страны-члены Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с 31% в структуре внешнего торгового оборота России, затем идут страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), далее следуют государства-участники СНГ с 12%, в том числе страны ЕАЭС – 9%, страны ОПЕК – 3%. На графике ниже представлены главные торговые партнеры России 2017 года (рисунок 1);
состояние финансово-валютной системы государства, которое оценивается, прежде всего, через показатели степени устойчивости национальной валюты, степени её конвертируемости, уровня инфляции, котировки национальной валюты и валют ведущих стран, соотношения между темпами инфляции и динамикой валютного курса и т.д. Индекс потребительских цен на товары и услуги составил в мае 2018 года 0,38%;
темпы экономического роста.
В 2017 г. российская экономика стала расти ускоренными темпами. Темп прироста ВВП поднялся с 3,3% в 2016 г. до 6,8% в 2017 г. С повышением инвестиционной привлекательности возросли и инвестиционные отчисления. Улучшение внешнеэкономической ситуации на международном рынке и усиливающийся внешний спрос оказывали позитивное влияние на развитие экономики России;
уровень безработицы. По данным Росстата, уровень безработицы в январе 2018 г. составил 5,2%; - дефицит бюджета, его динамика. Дефицит бюджета РФ составил 2956,4 (3,4% от ВВП) и 1331,4 (1,4% от ВВП) млрд рублей в 2016 и 2017 гг. соответственно; - внешний и внутренний государственный долг.
Рисунок 1. Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году
Согласно данным Министерства финансов РФ, государственный внешний долг в среднем за 2017 г. составил 50728,6 млн.долл. За период с января по май 2018 г. внешний долг составил в среднем 50734,3 млн долл., что на 0,01% выше. Государственный внутренний долг РФ в январе-мае 2018 г. возрос по отношению к 2016 г. (8514,729 млрдруб.) на 2,3% и составил в среднем 8707,523 млрд рублей и др.;
развитие малого и среднего предпринимательства .
Заключение
Сегодня, когда российская экономика находится в стадии глобализации и увеличивающейся международной конкуренции, необходимо обратить внимание на повышении конкурентоспособности отечественных производителей в рамках следующих направлений, чтобы обеспечить экономическую безопасность в Российской Федерации:
развитие открытой научной политики, связанной с инновационной и индустриальной политикой, новым этапом приватизационной политики и политикой в отношении малого бизнеса;
ускорение научного и технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве и рыночных механизмах;
последовательная политика поддержки российской науки посредством укрепления основ реального сектора российской экономики, в особенности в отношении сельского хозяйства и промышленных секторов, производящих продукты потребления и т.д.
занятость, это значимый фактор, который оказывает воздействие на благосостояние граждан. Она будет воздействовать на такой социально-экономический фактор, как безработица затрагивающий многих граждан всего мира.
Во многих странах низкая заработная плата и безработица привели к тому, что жизнь граждан снижается до нищеты, и главная цель для них, это нахождение выхода из экономических тупиков.
Следовательно, можно сказать о том, что экономическая безопасность государства будет состоять в последовательном установлении предпосылок с целью изменения в лучшую сторону качества жизни граждан, в противостоянии внутренней, и внешней угрозе, а помимо этого в обеспечении социальной экономической и социальной политической стабильности.
Показать больше