Фрагмент для ознакомления
2
Культурный портрет АТР
Азиатско-Тихоокеанский регион в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся, он отвоевывает позиции на мировой политической, экономической, культурной арене, активно вступает в интеграцию с другими крупными регионами, инициирует обмен технологиями и политическое взаимодействие.
При этом регион, являясь достаточно специфическим для нас в плане культурного содержания, стремится выдержать равновесие между культурной интеграцией и сохранением самобытности. Понимание традиций, контекстов, образа мысли и культурных феноменов этого региона немаловажно для продуктивного сотрудничества.
Следует отметить, что открытость АТР к взаимодействию во всех сферах – явление недавнее. Если рассматривать культуру АТР в историческом экскурсе, то мы можем отметить не один период яркого проявления враждебности к проникновению извне: это борьба Китая с ввозом опиума и закрытие портов для зарубежных торговцев, туристов, дипломатов, это настороженное отношение к иностранцам в Океании в период, когда еще не была искоренена работорговля [1, 12].
Пожалуй, можно упомянуть Корею, как феномен страны крайне закрытой, но при этом стремительно интегрировавшей культурный опыт христианства. Но это скорее исключение из правил, поскольку остальная часть АТР до недавнего времени гораздо больше тяготела к сохранению этнических и религиозных традиций, чем к смешению их с европейским опытом.
Это новшество – стремление к интеграции культур – продиктовано широким спектром политических, военных и экономических контактов, которые стремительно формирует АТР, развиваясь. Участвуя в совместных военных разработках с Россией, в обмене технологиями и научном сотрудничестве с США, активно инвестируя в развитие торговли и торгового мореплавания в секторе Тихого океана, АРТ вынуждена допустить проникновение чужих культур для адекватного взаимодействия.
В обобщенном виде можно разделить регион на три части по культурным особенностям:
- часть с преобладанием китайских культурных традиций, это непосредственно Китай, Корея и частично Япония.
- колониальные страны, заимствовавшие европейскую культуру (Филиппины, Сингапур, Лаос и др.).
- страны, интегрировавшие британскую культуру (новая Зеландия и Вьетнам) [3, 40].
Региональное сотрудничество в АТР развивается и имеет положительные тенденции, но следует отметить, что при этом не существует единой межгосударственной структуры по типу, например, Евросоюза, направляющей развитие региона. Поэтому имеет смысл говорить о неоднородности культурного наполнения региона.
Культура АТР имеет перед собой довольно хорошие перспективы развития, поскольку готова к восприятию нового. Но мы должны понимать, что для сохранения национальных ценностей всё новое будет пропущено через их призму, адаптировано к жизни конкретной страны и зачастую сильно видоизменено.
Этот синтез, восприятие и «переваривание» новых чужих ценностей, и определяет нынешний этап культурного развития стран АТР. Это национальное самосознание вкупе с ориентацией на экономический рост делают регион одним из самых перспективных в развитии мировой геополитики. Основной вопрос стоит лишь о том, возможно ли культурное единство внутри самого региона, раздробленного на множество этнических общностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
Гарусова, Л.Н. Интернационализация высшего образования или международная деятельность университетов российского Дальнего Востока / Л.Н. Гарусова, А.Е. Сухая // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. – №2. – С. 9–18.
Домбраускене Г.Н. Культурная трансмиссия протестантизма в странах АТР как феномен взаимодействия Запада и Востока // Теория и практика общественного развития. 2013. №3. – с. 165-170.
Лабюк А.И. Проблемы инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке // Азиатско-Тихоокеанский Регион: конкуренция культур, государств, идей. XV всероссийская научная конференция молодых ученых (Владивосток, 25–26 апреля 2016): материалы конференции / отв. ред. И.В. Ставров. – Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2016. – 60 с.
Логвиненко И.С. Интеграционные процессы высшего образования на примере стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Территория новых возможностей. 2014. №4 (27). – с. 64-74