Фрагмент для ознакомления
2
Роль церкви как элемента политической системы РФ
Церковь и государство являются такими элементами политической системы, которые отражают в себе процессы трансформации этой системы в результате политического и законодательного регулирования. Характер взаимоотношений между политикой и церковью обусловлен отношениями власти с гражданским обществом. Очевидна прямая зависимость между политическими, культурными аспектами в формировании общества и партнерством (а, возможно, и столкновением) церкви и государства.
Для каждого исторического периода характерны определенные модели регулирования отношений с церковью как с политическим институтом. И в настоящее время в Российской Федерации происходит качественное изменение этой системы. Православие приобретает черты доминирующей религиозной культуры в стране. Является ли это показателем возрождения государственной религии? В чем выражаются особенности взаимоотношений государства и церкви на современном этапе? Постараемся ответить на эти вопросы в данном небольшом исследовании, проследив динамику развития взаимоотношений.
Прежде всего, стоит отметить, что в начале XXI века в России произошла переоценка основных идеологических концепций, что оказало влияние на религиозное и культурное мировоззрение. Запускаются процессы де-секуляризации политик и политизации религии , что способствует активному участию верующих в политической жизни, а также к появлению политических движений и партий религиозного характера. Поэтому для оценки процесса формирования новых принципов взаимоотношений государства с Церковью необходимо обратить внимание на действующую законодательную базу, регулирующую эти взаимоотношения.
Законодательство РФ, затрагивающее религиозные отношения в общества, менялось на протяжении нескольких последних десятилетий. 1 октября 1990 г. был принят закон РСФСР «О свободе совести и религиозных организациях», а 25 октября 1990 г. - закон «О свободе вероисповеданий». В этих законах были гарантированы свободы вероисповеданий, а также право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Также были определены имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений, обозначены главные направления международной деятельности церкви. Был официально закреплен светский характер системы народного образования. Кроме того, касательно отношений между государством и церковью, устанавливалось отделение от государства всех религиозных объединений в РСФСР (ст. 3 Закона «О свободе вероисповеданий»).
Во время принятия данных законов обозначилась новая тенденция попыток непосредственного влияния РПЦ на содержание закона, устанавливающего ее положение в государстве. Например, Поместный собор РПЦ 1990 г. выступил с заявлением в связи с проектом закона, в котором содержались конкретные поправки к документу, а патриарх лично принимал участие в его обсуждении, выступив по этому вопросу на заседании Верховного Совета СССР в Кремле 26 сентября 1990 г.) .
А во время разработки закона «О свободе совести и религиозных объединения» 1997 г. РПЦ впервые принимала непосредственное участие во всех этапах разработки законопроекта, осуществляя тесное взаимодействие с думскими комитетами и администрацией президента. Однако закон вызвал в российском обществе неоднозначную реакцию, при этом наибольшей критике были подвергнуты те положения закона, в которых все религиозные объединения были теперь разделены на две категории – религиозные организации и религиозные группы. Группы различались по наличию права на регистрацию в качестве юридического лица.
Данный закон также ограничил деятельность иностранных религиозных организаций в России и создал благотворную почву для
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гостюхин, А. В. Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Чит. гос. ун-т. – Чита, 2006. – 25 с.
2. Кухтин, П.В. Церковь в государственной политической системе России. В сборнике: Гуманитарные и общественные науки в XXI веке: проблемы и основные направления их решения. Материалы международной научно-практической конференции / под ред. проф. Е.В. Конеевой. – 2017. С. 23–29.
3. Левченко, И. В. Социум и власть в России // Известия иркутского госуд. унив-та. Серия: Политология. Религиоведение. - № 1. – 2007. – С. 6 – 13.
4. Основы социальной концепции Русской православной Церкви. – 2-е изд. – Москва : Отд. внешних церковных связей Московского патриархата, 2008. – 174 с.; 22 см.
5. Сенюшкин, Е.А. Внутриправославные противоречия на Украине: через инструментализацию религии – к геополитизации конфликта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 41–45.
6. Тренин, Е.В. Актуальные вопросы статуса Русской Православной Церкви в политической системе российского общества. В сборнике: Церковь. Богословие. История Материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции, посвященной 100-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных спутников. 2018. С. 227–232.
7. Шведов, О. Энциклопедия церковной жизни. Экономика и право церкви – М. : Ковчег, 2003. – 736 с.