Фрагмент для ознакомления
2
Проблема соотношения нравственности и права в трудах И.Канта
С давних времен соотношение между правом и нравственностью находится в центре внимания философов и юристов.
Кант развил свою моральную философию в трех работах: «Основы метафизики морали» (1785), «Критика практического разума» (1788) и «Метафизика морали» (1797) .
Давние споры о политической принадлежности государственно-правового учения Канта (консерватизму, либерализму) имеют под собой основательную историю и теоретическую подоплеку. Надо сказать, что и сегодня эти споры остаются весьма и весьма небезынтересными. Чтобы лучше это понять, восстановим некоторые детали исторического контекста, в котором эти идеи рождались.
Кант строит новую антропологию: его человек – это существо, принципиально способное стать господином самому себе и потому не нуждается во внешней опеке в своих ценностных и смысложизненных ориентациях. «Человек вообще» сам, независимо от внешнего авторитета знает, что является его долгом, имеет силу бороться за его исполнение и верит, что эта борьба может завершиться победой над всякими иными мотивами .
Способность человека давать себе закон и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона Кант называет «моральной автономией», а потому правопорядок есть социальное пространство человеческой моральности. Лишь признание за человеком его принципиальной благонамеренности, его свободной воли ведет к признанию с его стороны за государством права принуждать и карать его в тех случаях, когда он предал свое морально-политическое значение и на деле в объективно регистрируемом преступном деянии обнаружил, что не является господином самому себе.
Всякому политическому соглашению индивидов, принимаемому в видах их взаимных выгод, должно по логике дела предшествовать их порознь, независимо друг от друга принятое решение жить в соответствии с категорическим (моральным) императивом .
Справедливо замечает по этому поводу отечественный исследователь: «В определениях права, которые по сей день фигурируют в наших энциклопедиях, словарях, популярных юридических изданиях, примечательным образом отсутствует понятие свободы – самое важное для уяснения смысла правовой нормы .
На передний план властно выдвигаются такие выражения, как «регулирование», «управление» и «регламентация». В то же время, надо хорошо чувствовать, что он толкует: ни одна существующая в обществе инстанция не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему следует видеть свое личное благо и счастье, а тем более угрозами добиваться выполнения подобных предписаний. Он снова и снова заклинает: «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм». Он считал, что народ никогда не может рассматриваться государственной властью, правителями как неподготовленный к освободительным акциям государства.
Но спросим себя: является ли человек в полном смысле моральным, т.е. «господином» своих страстей и влечений? Нет, говорит Кант. Иначе люди были бы святыми. Моральный индивид находится в состоянии постоянной борьбы с противоречащими моральному императиву влечениями и страстями. Индивид, потерпевший поражение в этой борьбе подвергается правомерному принуждению только за причиненный фактический ущерб
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Наука, 2014. - 532 c.
2. Васильев, В.В. 100 этюдов о Канте / В.В. Васильев. – М.: Гостехиздат, 2017. - 912 c.
3. Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 299 c.
4. Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для академического бакалавриата / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 411 c.
5. Гринишин, Д. М. Вопросы творческого наследия Иммануила Канта / Д.М. Гринишин. - М.: Калининградское книжное издательство, 2017. - 160 c.
6. Закирянова, Л.М. Соотношение нравственности и права в трудах И. Канта / Л.М. Закирянова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info/archive /guman/10(37).pdf
7. Иммануил Кант. Наследие и проект / Коллектив авторов. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. - 624 c.
8. Кант, Иммануил Иммануил Кант. Собрание сочинений в 8 томах (комплект) / Иммануил Кант. - М.: ЧОРО, 2015. - 784 c.
9. Капустин, Борис Зло и свобода. Рассуждения в связи с «Религией в пределах только разума» Иммануила Канта / Борис Капустин. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2016. - 272 c.
10. Кассирер Жизнь и учение Канта / Кассирер, Эрнст. - М.: СПб: Университетская книга, 2015. - 447 c.
11. Льюис, Дж. Г. Иммануил Кант. Его жизнь и историческое значение / Дж.Г. Льюис. - М.: Либроком, 2016. - 219 c.
12. Минасян, Л. А. Иммануил Кант и современная космология / Л.А. Минасян. - М.: Либроком, 2015. - 160 c.