Фрагмент для ознакомления
2
Марк Аврелий запомнится в истории как император, живший счастливую жизнь, не злоупотреблявший никакими излишествами, имевший крепкую семью и возлагавший огромные надежды на своего сына. Марк Аврелий укреплял границы Римской империи и принимал участие в непрекращающихся войнах, отражая натиск варваров.
«Наедине с собой» - это записи императора о пережитом, написанные не на латинском, а не древнегреческом языке. Эта книга – своеобразный шедевр, обнаруженный уже после смерти императора.
После смерти Марка Аврелия для государства настала эпохи бед и несчастий. Его сын – император Коммод – оказался крайне нечестным человеком. Варвары проникли в Римскую империю. Спустя два века Аларих штурмом разграбил Рим и позже город был полностью разрушен вандалами. От вечного города осталось крайне мало. Но книга императора-философа является немеркнущим камне в короне мировой культуры.
В определенной мере Марк Аврелий смог воплотить желание Платона, согласно которому, государственное управление только тогда станет оптимально совершенным, когда управлять начнут философы. За всю долгую историю Марк оказался единственным философом на троне.
Имя Марка Аврелия стоит в одном ряду с великими мыслителями в любом учебнике истории философии, который рассказывает о стоицизме. Жизненные традиции и нравственные идеалы стоиков были всегда связаны с самосовершенствованием, которое нацелено на достижение общего для всех блага. Данной философии придерживался и Марк Аврелий.
Что же, прежде всего, волновало римского императора? Его волновало то, что всегда было интересно человечеству в любые времени – темы свободы, славы, благочестия, нравственности и пр.
Эта книга будет актуальной и для читателя современности. Ведь что, как правило, испытывает личность в XXI веке? Это душевные искания, метания, одиночество, неверие, поиск себя. Данные переживания похожи на мысли, которые есть в книге Марка Аврелия и религиозных книгах. По-прежнему, всегда у человека, в любое время возникают вопросы к Богу. Человек спрашивает себя и Бога, почему получилось именно так или не так, откуда несправедливость и куда смотрит Бог. Человек таким образом борется со своими сомнениями духовного характера, начинает более осознанно относиться к себе, миру и Богу.
Книга начинается с искреннего выражения благодарности родителям, предкам, друзьям, учителям и Богам за способность смотреть на мир философски, за способность самосовершенствоваться и самоуглубляться.
«От богов – то, что у меня хорошие деды, хорошие родители, хорошая сестра, хорошие учителя, хорошие домочадцы, родичи, друзья, почти все. И то, что я никого из них ничем не обидел, хотя у меня есть такая склонность, и при случае я мог бы это сделать».
Автор пишет, используя огромное количество афоризмов. Он говорит о важности того, чтобы не уподобляться своим обидчикам.
Важно смотреть внутрь и вглубь себя – так можно найти ответы на все вопросы. Внутри человека есть тот самый источник добра, который никогда не иссякнет, если человек не перестанет его искать. Предназначение каждого человека на земле – это быть рожденными друг для друга. Значит, человек либо вразумляет, либо терпит.
Человеческая жизнь представляет собой краткосрочный миг. Сущность человеческой жизни – это вечное течение. Человек смутно ощущает свою жизнь. Тело человека – это бренная структура. Душа – не является устойчивой, а судьба – загадочна. Слава может как уходить, так и приходить. То есть все, что относится к тему, похоже на поток. А то, что относится к душе – похоже на сон и дым. Жизнь представляет собой конфликт и странствие по чужой земле. А забвение – это посмертная слава. По мнению философа, единственным выходом для человека из всего является философия.
Часто мысль философа достигает поэтического совершенства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адо П. Марк Аврелий//Адо П. Духовные упражнения и античная философия. - М., СПб. Степной ветер; ИД Коло, 2005. С. 127-196.
2) Беседы Эпиктета. - М.: Ладомир, 1997. 312 с.
3) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль,1979. 620 с.
4) Кнабе Г.С. Рубеж веков и «История» Тацита // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.: РОССПЭН, 2006. С. 454 – 476.
5) Крисп Г.С. О заговоре Катилины // Крисп Г.С. Соч. - М. Наука, 1981. С. 5-39.
6) Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика // Лосев А.Ф. Юбилейн. собр. соч.: в 9 тт. Т. 9. - М.: Мысль, 2010. 703 с.
7) Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М.: Республика, 1995. С. 271-363.