Фрагмент для ознакомления
2
Рост духовности и развитие человеческого разума современный мир ставит если не во главу угла в функционировании человеческого общества, то на одно из самых важных мест. При этом закономерно возникает вопрос: где проходит граница между проявлениями свободы и ее ограничением, поскольку социальная жизнь, взаимодействие с окружающим миром, мораль требуют создания определенных рамок.
К осмыслению идеи свободы обращались практически все философы, и в эту сферу входит широкий круг вопросов, от свободы слова до социальных отношений – свободы и ответственности действовать в обществе, соблюдения рамок закона.
В русле гуманистических философских идей широко внимание к личности человека, к развитию отдельного человеческого существа. В вопросе осмысления свободы философия обращается к общественному строю, отмечая, что общество оказывает неизгладимое влияние на личность, ее устремления, установки.
Лаконично высказывается о свободе Гердер, идеи автора сосредоточены на социальной природе неравенства: от природы люди близки друг другу и находят на одной ступени, но общество искусственно создает между ними пропасть, формируя жесткие социальные касты и выдвигая специфические требования [1, 209].
Согласно его идеям, воспитательная и просветительская деятельность являются основными путями, обеспечивающими высокий уровень духовности общества, он же, в свою очередь, снижает необходимость в политике подавления, которой вынуждено следовать государство, чтобы сохранить законность, соответственно одновременно с духовность растет и свобода общества.
Спорным вопросом является то, насколько при этом свободен сам высокодуховный человек, действующий в соответствии с законом и не подавляемый государством, но при этом выставляющий сам для себя множество рамок самозапрещения.
В современном мире перед человеком открывается множество возможностей, гораздо больше, чем ранее, благодаря развитию технологий и повышению доступности информационного пространства. Он уже не зависит в полной мере от тех исходных данных, которые получил при рождении: может выбрать профессию, отличную от профессий родителей, разбогатеть, переместиться в другой социальный слой – все эти перемещения человека в пространстве современного общества проходят относительно легко.
Но одновременно увеличилась и ответственность за то, какой человек делает выбор, кем он собирается стать. Было бы ошибкой сказать, что современный человек только выиграл от обретения этой свободы выбора. Конечно же, он получил множество возможностей, но при этом на него легла и огромная ответственность, к которой не каждый бывает готов.
С одной стороны, человек свободен в выборе жизненного пути, и условия рождения до определенной степени ограничивают его, но все же не определяют того, каким и кем он будет.
С другой стороны, от человека требуется большая работа над собой, чтобы стать кем-то, он не рождается уже завершенной, сформированной личностью, и от него зависит, как он сможет развить и сформировать себя.
Такой дуализм, обращение к вопросам свободы воли и ответственности за свои деяния, свойственен философии восемнадцатого века. Но и в настоящий момент он не потерял своей значимости. Сейчас, когда человек обретает все больше свободы действия, особенно необходимо размышлять и говорить о вопросе ответственности, которая неизменно следует за свободой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. — 448 с.
2. Пивоев В.М. Культурология: введение в историю и теорию культуры:учебное пособие / В.М. Пивоев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС,
2014. — 526 с.