Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В п. 3 ст. 55 Конституции РФ говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К гражданам, чьи права могут быть существенно ограничены относятся государственные гражданские и муниципальные служащие. Данная сфера деятельности широко распространена в РФ, количество служащих постоянно увеличивается. Они осуществляют различные функции в государственных и муниципальных органах. Но стоит ли идти на ограничение конституционных прав для такого широкого круга граждан, оправдано ли это?
Исходя из вышеуказанного вопроса будет сформулирована цель данной работы, а именно проанализировать обоснованность ограничения прав и свобод данной категории граждан. По нашему мнению, данные ограничения являются обоснованными. Для достижения данной цели необходимо проанализировать нормативно-правовую, регулирующие данную сферу. Перечислить ограничения и запреты, предусмотренные законодательством. Проанализировать предусмотренную ответственность за нарушение ограничений и запретов.
Запреты и ограничения на государственной гражданской и муниципальной службе
Государственную гражданскую службу в РФ регулирует Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а муниципальную службу "О муниципальной службе в Российской Федерации". В данных нормативно-правовых актах перечислены запреты и ограничения для служащих.
Ограничения и разного плана запреты на государственной службе – это определенные требования обязательные к соблюдению. Без их соблюдения нельзя занимать перечисленные в законах должности, а заняв, можно потерять.
Прежде чем их перечислять, необходимо уяснить в чем разница между запретом и ограничением. Прежде всего в том, что ограничения возможно устранить. Например, возможно не открывать счет в иностранном банке, а имеющийся закрыть. Это необходимо сделать для трудоустройства на должность. Запрет более категоричен, соблюдаешь или нет.
Самыми общими ограничениями для государственной и муниципальной службы является:
1.Наличия гражданства Российской Федерации. Данное требование обусловлено прежде всего тем, что работа зачастую состоит с конфиденциальными сведениями в различных государственных ведомствах. Работа в них иностранных граждан недопустима по причине соблюдения государственной безопасности.
2. Совершеннолетие. Согласно ст. 21 ГК РФ совершеннолетие наступает с достижением лица восемнадцати лет и оно может осуществлять все права и обязанности, предусмотренными кодексом.
3.Знание русского языка. Русский язык является государственным языком Российской Федерации. Было бы странно прийти за какое-либо министерство или ведомство за получением услуги, где персонал не владеет русским языком.
4.Соответствующая должностная квалификация. Для исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, необходима квалификация, а именно соответствующее образование. Для каждой должности предусмотрено своё требование, предъявляемое к образованию.
В ст. 16 Федерального закона № 79, а также ст.13 Федерального закона № 25 указаны ограничения при наличии которых гражданин не может быть принят на службу или находится на службе:
1.Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности. Если лицо признано судом недееспособным или ограниченно дееспособным, то в соответствии с ГК РФ оно не может пользоваться своими правами и исполнять обязанности.
2.Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости, а также приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать государственную должность, вступивший в силу. Данное требование обусловлено не допустить лиц, ранее совершивших преступления, на которые наложены ограничения в соответствии с УК РФ и УИК РФ. Кроме этого, в санкции может быть указано такое наказание как запрет занимать государственные должности на определенный срок. Как правило такое наказание предусмотрено за совершение должностных преступлений.
3.Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства. При исполнении своих должностных обязанностей служащий испытывает определенные умственные и физические нагрузки. Некоторые заболевания могут воспрепятствовать их осуществлению. Кроме этого, нагрузки от выполнения рабочих обязанностей могут быть слишком тяжелыми для человека с медицинскими противопоказаниями и причинить вред здоровью. Именно поэтому к состоянию здоровья служащих предъявляются определенные требования.
4.Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное увеличивает вероятность того, что служащий может использовать своё положение в интересах государства, чьё гражданство он получил. Данное требование обусловлено прежде всего государственной безопасностью.
5.Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву. Прежде всего данное требование было введено с целью уменьшения случаев уклонения от призыва на воинскую службу. Государственная служба как направление трудоустройства имеет ряд преимуществ. В частности, стабильная зарплата, карьерный рост, социальные гарантии, престиж. Это делает её востребованной у молодёжи. И введя такое ограничение законодатель постарался вразумить потенциальных «уклонистов» простой мыслью – не пойдешь в армию, дверь в госслужбу закрыта раз и навсегда.
6.Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность. В настоящее время все поголовно имеют аккаунты в социальных сетях, многие общаются на различных тематических форумах. Работодатель пытается контролировать активность своих сотрудников в сети Интернет, отслеживать размещаемую ими информацию.
7.Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта). Объективно при достижении подобного возраста гражданам становится тяжело по медицинским показаниям выполнять свои должностные обязанности. Однако, с увеличением пенсионного возраста и продвижением идеи работающих пенсионеров, возможно послабление данного ограничения в сторону увеличения предельного возраста.
8.Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей. Многие направления государственной службы связаны с работой с носителями информации, являющейся государственной тайной. Это обязывает оформлять соответствующие допуска на должностных лиц. Таким образом, отказ от оформления допуска или отказ в получении допуска служит поводом в отказе к трудоустройству или основанием к увольнению.
9.Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве. Это ограничение необходимо для искоренения такого явления как «кумовство». Например, руководитель начинает набирать на работу к себе в подчиненные только своих родственников и давать им преференции на службе.
10.При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность. При трудоустройстве соискатель на должность предоставляет пакет документов, который в последствии может быть проверен. Например, в средствах массовой информации довольно часто освещались скандалы с чиновниками, которые предоставляли фиктивные дипломы о высшем образовании.
Также на государственную должность не возьмут лицо, которое ранее нарушило антикоррупционные запреты. Не примут на работу соискателя, у которого был конфликт интересов, ввиду чего он утратил доверие у руководства.
Наряду с ограничениями ст. 17 Федерального закона № 79 и ст. 14 Федерального закона № 25 установлены строгие запреты. Сотрудникам категорически запрещено:
1.Избрание или назначение на государственную должность. Избрание на выборную должность в орган местного самоуправления. Избрание на оплачиваемую выборную должность профессионального союза в государственном органе. Данные виды деятельности несовместимы с исполнением служебных обязанностей должностными лицами.
2.Занимать государственную должность и одновременно вести предпринимательскую деятельность. Данный запрет обусловлен возможным возникновением конфликта интересов между интересами службы и интересом получения прибыли служащим с помощью предпринимательской деятельности. Например, служащий может попытаться устранить конкурентов по бизнесу используя своё должностное положение.
3.Покупать ценные бумаги с целью получения прибыли. Подобные операции могут привести конфликта интересов.
4. Получать подарки от юридических лиц и обычных людей, как плату за выполнение возложенных трудовых обязанностей. За выполнение своих должностных обязанностей служащий может получать только заработную плату. Всё. Любые другие «подарки» могут подпадать под уголовную ответственность. Ранее государственные служащие не получали зарплату как таковую и «кормились с народа», то есть жили на подношения, как плату за выполнение своих непосредственных обязанностей. Поэтому государство пытается искоренить привитую столетиям привычку народа и чиновников к мздоимству.
Однако, в законодательстве предусмотрена возможность получения подарка стоимостью не выше 3000 рублей. Или подарок был получен на официальном мероприятии
Показать больше