Фрагмент для ознакомления
2
В 1868 году выдающийся культуролог и геополитик Н.Я. Данилевский опубликовал книгу «Россия и Европа», на страницах которой дал развернутую характеристику взаимоотношений России и Европы и показал самобытность славянского мира на фоне денационализации мира европейского. Ученый показал, что Россия на протяжении многих лет защищала стабильность европейских государств от восточных нашествий, а сама Европой не считалась. Ситуация особенно обострилась в XIX веке в связи с отношением к Турции. Оттоманская империя всегда угрожала России. В XVII – XIX веках Россия отстаивала свои геополитические интересы, воюя с Турцией то из-за Крыма, то из-за Молдавии, то из-за господства на Черном море.
В 1871 году в работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский впервые представил цивилизационный подход к изучению истории, который позднее был разработан О. Шпенглером, А.Я. Тойнби, Л.Н. Гумилевым, С. Хантингтоном. В понимании Данилевского цивилизация представляет собой концепцию, более обширную, чем наука, искусство, религия, политическое, гражданское, экономическое и социальное развитие, взятое отдельно; и цивилизация делает все это само по себе
Центральное место в книге Данилевского занимает теория развития культурно-исторических типов. Под этим термином автор подразумевает народ или группу народов, имеющих один язык или группу языков одной семьи, которые вышли из младенческого состояния и обладают таким духовным потенциалом, что позволяет им творить свою собственную историю. Расцвет одного или нескольких культурно-исторических типов Данилевский называет цивилизацией. Это «есть понятие более обширное, нежели наука, искусство, религия, политическое, гражданское, экономическое и общественное развитие, взятые в отдельности, ибо цивилизация все это в себе заключает» . Что же является системообразующим признаком любой цивилизации? Согласно Данилевскому «различия в характере народов, составляющих самобытные культурно-исторические типы», которые автор разделил на три группы: этнографические, религиозные и опосредованные.
Используя цивилизационный подход, Данилевский анализирует мировую историю не с точки зрения отвлеченных временных рамок, а исходя из итогов жизнедеятельности десяти отдельных культурно-исторических типов, возвысившихся до уровня цивилизаций. Русского культурноисторического типа автор не выделял, заменяя его славянским типом, о котором пишет в заключительной главе. Признавая этот тип еще достаточно юным, он дает его описание лишь в общих чертах: «В таком крайне трудном, так сказать гадательном, деле, как характеристика будущего хода культурно-исторического движения, ... нам не остается иного пути, ..., как подвести под самые общие категории деятельность прошедших культурно-исторических типов, уже довершивших свое дело, или, по крайней мере, уже ясно обозначавших свое направление...». Таким образом, Данилевский отходит от каких-либо пророчеств, принимая во внимание то, что каждая цивилизация проходит собственный путь, предугадать его сложно, его нужно пройти в процессе собственно эволюции каждого культурно-исторического типа .
Исследуя и проводя анализ таким образом, все мировые цивилизации, Данилевский подходит к самому важному вопросу своей книги: является ли Россия частью Европы или представляет собой совсем иной культурно-исторический тип? Этому вопросу посвящена целая глава книги «Россия и Европа». Автор категорично отвергает строго географические предпосылки принадлежности России к Европе, так как принцип территориальности не является системообразующим для теории культурно-исторческих типов. Россия «не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питалась и теми корнями, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волошина А.М. «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского и «Закат Европы» О. Шпенглера: сравнительный анализ // SCHOLA-2018: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Сер. «Schola», 2018. С. 344-347.
2. Гареева Ю.Т. Философские идеи Н.Я. Данилевского // Гуманитарный трактат. 2019. № 50. С. 41-44.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Благословение. Институт русской цивилизации, 2011. 816 с.
4. Набилкина Л.Н., Кубанев Н.А. К проблеме взаимоотношений России и Европы: культурологический аспект // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 3. С. 193-195.
5. Салахова С.В. «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского: формирование цивилизационного подхода к исследованию истории и прогнозированию будущего // Проблемы исторической регионалистики в источниковедении, историографии, теоретической истории. 2018. С. 46-49.