Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ взаимопересекающихся терминов философии и экономики приводит к возникновению проблемы их последствий и отождествлении. Экономизм – это главная основа в понимании социального бытия как итог симбиоза разных областей знаний под эгидой доминирования экономической интерпретации. Господство экономического дискурса появляется потому, что приходит осознание философии как практической области. Причем экономическая практика становится «философией от мира сего». Это направление размышление приводит к исчезновению философии как самостоятельной области знания.
Очень быстрое развитие экономической теории, которое основано на предельной математизации и рационализации, подводит к четкой организованной области знания, которая имеет возможность работать без отсылки к социальной реальности. Эта область знаний начинает функционировать c абстрактных терминов, таких как «рынок». В пределах границ экономическое рассуждение начинает переписывать все социальное. Деньги становятся языковой единицей, через которую происходит измерение всей жизнедеятельности и областей знания.
Философское рассуждение дает возможность преодолеть тотальный экономизм теоретического и повседневного осознания социальной реальности. Это возможно тогда, когда философия определяется в виде самодостаточной области знания, которая способна анализировать «экономику» как какой-то мыслительный объект в силу своей спецификации. Рождается философия экономики, которая определяет экономическое рассуждение как возможность понимания социального бытия, которое сосуществует с большинством иных видов его интерпретации.
Глава 1 Связь философии и экономики
Если рассматривать тему взаимодействия экономики и философии в отечественных и западных исследованиях, то предпочтение обычно отдавалось взгляду с точки зрения экономики сравнению экономики и философии.
«Экономика» как термин научного обсуждения берет истоки в работах Адама Смита так как «феодальное планирование и средневековые традиции уступили свою позицию новому общественному канону, и объяснить его основу тяжело, используя только имеющиеся методы» .
«Философия» как мыслительный фундамент осознания эпохи потерпела кризис. Система Георга Гегеля воплощала собой проект «Абсолютной идеи». Завершенность этой идеи была в том, что Абсолютная Идея как Абсолютная Истина описывалась в работах Гегеля как совершенство. На основании этого философию стали определять как сугубо абстрактную метафизическую область знания, которая была оторвана от реальности. Необходимы были новые способы осознания развития общественных структур. Чарльз Дарвин создал идею эволюции живых организмов, которую Маркс и Смит успешно перенесли в социальную область. «Философы лишь разным образом поясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» . Таким образом Маркс сформировал перед философией задачу – вернуть философию в реальный мир из мира абстрактного, мира «Абсолютной Идеи».
Реальность предполагалось понимать, как объективное материальное сосуществование человечества. Так как люди всегда занимались какой-либо хозяйственной деятельностью, то и экономика ведения хозяйства являлась объективно существующим миром, иначе говоря, способом организации материального существования человечества. Поэтому экономика – это и есть «философия от мира сего» . Или – экономика является предметом философии, по итогу ее возвращения в реальный мир из субъективно положенного, абстрактного.
«Мир» здесь трактуется как объективная реальность, которая имеет материальное выражение. Соответственно «мир экономики» как «мир философии» - это «мир существования людей» как реальность, что дана нам. «Спустя какое-то время этому порядку дадут название «капитализм», «способ организации» нашей материальной реальности будет называться «экономика», а «новое объяснение» – «экономическая наука» .
Вслед за Марксом социальному бытию присваивают описание экономическое бытие. Всё, что существует, – это денежно-товарные и потребительско-производственные – рыночные отношения. И экономическое и социальное бытие является воспроизводством и производством конкретного материального бытия, которое можно выразить в материально представленных денежных средствах и товарах.
Существование человека как бы реализовывается материализмом в общее отождествление с денежно-товарными отношениями. «Экономические операции перестали воспринимать по модели домашних обменов, иначе говоря которые продиктованы семейными или социальными обязанностями. А расчет личной выгоды или экономический интерес, утвердили в виде исключительного, господствующего принципа» . Общество становится экономически-общественным образованием, что исторически видоизменяется и, прогрессируя, совершенствуется.
В связи с этим, философская область знания превращается в объект философского знания, которое сокращается и уничтожается в сравнении с экономическим. Общественная реальность идентична экономической.
существования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Mapкс К., Энгельс Ф. Избр. произведения. Т. I. М: Госполитиздат, 1952.
2. Блауг М. Методология экономической науки, или, как экономисты объясняют. М.: Вопросы экономики, 2004.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с франц. М.: Культурная революция; Республика, 2006.
4. Бурдье П. Поле экономики // Социальное пространство поля и практики / пер. с франц. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 109-156.
5. Вебера М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 33-241.
6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.
7. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / Пер. с нем. и фр. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2010.
8. Нанси Ж.-Л. О событии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 81-122.
9. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 122-134.
10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: статьи выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 182-231
11. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 103-133.
12. Хайлбронер Р. Л. Философы от мира сего / пер. с англ. М.: Астрель: CORPUS, 2011.