Фрагмент для ознакомления
2
Феномен танцевальной импровизации
В своей работе я хочу рассказать о танцевальной импровизации, но было немного удивительно, что тема такая обширная. Поэтому я попыталась вначале установить, что скрывается за этим определением.
Танцевальная импровизация - это один из феноменов в современной танцевальной культуре, получивший признание в мировом хореографическом сообществе, а также в других направлениях в искусстве. Возникшая в 19-м веке танцевальная импровизация выросла в определенную философию танца, дав импульс развитию танца модерн и постмодерн, а также особого направления в психотерапии [1].Одной из линий мышления исполнителя танца, безусловно, является импровизационность, что наблюдалось в исторически сложившемся народном танцевании, имеющем набор всевозможных ходов, проходок и «коленцев». Появление русского массового пляса как способа самовыражения, бессознательного «сплясать лучше», нежели другие, является ярким тому подтверждением.
Вместе с тем импровизация играет отнюдь не последнюю роль при сочинении танцевального номера, проявляя себя как принципиальный подход при творении хореографического полотна (область композиции и постановки хореографического произведения) или как один из приемов творения художественного хореографического образа (сфера исполнительского искусства) [2, с. 43]. Также импровизация лежит в конфигурации танца, в нахождении хореографической ее формы. Импровизация во всех своих проявлениях является основополагающей в развитии мышления хореографа-постановщика и хореографа-исполнителя, его особенных специфических черт, что мы называем хореографическим мышлением.
Сегодня уже имеются последовательные рекомендации методов и различных приемов, методические пособия, позволяющие овладеть техническими принципами танцевальной импровизации, начиная от самых простых, несложных упражнений, которые обнаруживают незримую взаимосвязь сознательного и подсознательного, активирующих образное мышление, внимание, как к индивидуальному психологическому состоянию, так и к совершающемуся процессу в данном социуме в целом, и завершая сложной формой действия всех исполнителей хореографической группы, которая приводит к появлению танцевальных этюдов и композиций. Проблема заключается в процессе создания и развития пластики танца, его лексического и композиционного решения, которая осуществляется только благодаря импровизации.
Импровизационность и хореография рассматриваются в танцевальном действии как равноправные, одинаково значимые партнеры: выполняя разные функции, они имеют немаловажное значение для совершенствования пластического языка и формирования формы. Импровизационность - это свойство, позволяющее дать прочную фундаментальную основу танцевальному исполнительству и, как следствие, - это основа балетмейстерского мастерства.
Легенды гласят о божественном танцевании при создании нашего обетованного мира. У каждого народа сохранены мифы, в которых повествуется о божественном начале танца. Произошла символизация принципа созидания и движения мира, этот принцип олицетворяли в себе боги Греции - Дионис и Аполлон, бог Египта - Осирис, Великий Шива - бог древней Индии.
Вглядываясь во многие древнегреческие скульптуры и рельефные узоры, мы видим грациозность муз, кружащих в вольных хороводах, простые фигуры вакхических плясок. Танцующий человек обретает полетность, так как его душа получает крылья. «Душа умеет танцевать... Душе, охваченной трепетом, греки давали имя Терпсихора, имя грации и гармонии» (Д.С. Гусман). Родиной музы танца считают землю Древней Эллады [4].
Есть незримая, но крепкая взаимосвязь между внутренним состоянием души человека и его телодвижениями. Даже если просто расправить плечи,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Даренская Н.В. Танец и хореография // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (Казань, май 2016 г.). Казань, 2016.
2. Карпенко В.Н., Чалова А.И. Методика танцевальной импровизации в системе непрерывного образования (бакалавриат-магистратура) // Культурная жизнь Юга России № 1 (68), 2018.
3. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер. Москва, 2015.
4. Луговая Е.К. Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы // Сборник научных трудов. Вестник БПА. Вып. 80. 2008.
5. Структура спонтанности. Многообразие импровизационного опыта. URL: http:// old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/structure.htm