Фрагмент для ознакомления
2
Гендерный аспект танца. Влияние изменения отношения к сексуальности на эволюцию танца
Аннотация. В рамках данной статьи мы рассматриваем танец как отражение взаимоотношений между мужчиной и женщиной в рамках конкретной эпохи.
Ключевые слова: Отношения, танец, социальная роль, социальная принадлежность, брак, общество, любовь, культурно - историческая эпоха.
Abstract. In this article we consider dance as a reflection of the relationship between man and woman within a specific age.
Key words: Relationship, dance, social role, social status, marriage, society, love, cultural and historical epoch.
Танец возникает только в социуме, он неразрывно связан со своей социальной группой, со своим общественным сознанием. Так как танец является социокультурным институтом (что мы и доказали в одной из предшествующих работ), он наделен социокультурным потенциалом (организует вокруг себя определенное социокультурное поле). Танец как социокультурный институт образован на основе социальных связей, на взаимодействии конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные конструкции, не может быть сведен к сумме этих единиц и к сумме их взаимодействий. Следовательно, танец как социокультурный институт является самостоятельным общественным образованием, которое имеет свою логику развития.
На протяжении всей жизни человека сопровождает множество социальных институтов, которые помогают в процессе социализации личности. Социализация ребёнка всегда начинается с семьи. Также мы можем утверждать, что нет людей, которые в своей жизни ни разу не танцевали. Раньше, зачастую, семейные отношения между будущими супругами начинались именно с танца. Но, с изменением культурной эпохи, менялись отношения между полами, что, в свою очередь, изменяло и танцы. Таким же образом, только в обратном порядке, мы можем проследить, как танец менял общественную мысль, делал ее более гибкой. В связи с этим, наша гипотеза звучит следующим образом: гендерные отношения отражаются в танцевальной культуре той или иной эпохи. Мы проследили, как менялись танец и гендерные отношения и, как менялось их взаимодействие.
«На протяжении своего развития танцевальное искусство постоянно находится во взаимодействии со всем пространством культуры. Соотнесённость, как с вечными основами мира, так и с самыми современными нововведениями делает танец своеобразной моделью социальных и культурных процессов» [2, с. 14].
Как уже говорилось выше, мы считаем, что танец - отражение социальных отношений, в том числе и гендерных. Через танец мы можем более точно проследить, как менялись нюансы отношений между мужчиной и женщиной на протяжении многих веков.
«В традиционном обществе патриархальная семья выполняет, прежде всего, роль основной хозяйственной единицы. Поэтому мужчина — отец семейства — здесь не просто муж, отец, кормилец и добытчик. Он — глава производственного предприятия» [1, с.10]. Современное технологичное производство вытеснило традиционную семью из ее древней производительной роли. В современном мире больше не представляется возможным иметь домашнее хозяйство, либо ремесленное производство. «Это, разумеется, существенно снижает доминирующую социальную роль мужчины в современном обществе» [1, с.10].
Отражение снижение доминантной роли мужчины очень легко отследить по танцам даже сегодня. Теперь, когда пара приходит на занятия парными танцами, то первая проблема, с которой она сталкивается - это неподчинение женщины, когда её ведёт партнёр. Женщина, ощущая себя полноправным членом общества, не привыкла подчиняться. Она настолько уверена в себе, что больше не может довериться мужчине, она просто разучилась чувствовать себя ведомой и ее тело протестует против подчинения. И, в данном контексте, ей приходится переучиваться, и подчиняться на телесном уровне. Заставлять тело подчиняться
Показать больше