Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При психодиагностике часто встает вопрос о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим важным является интерпретация полученных результатов. Поэтому важным является понятие психологической нормы, которое неоднородно по своему содержанию и на которое оказывают влияние многие факторы.
Целью данного эссе является рассмотрение нормы в психологии с точки зрения социальной психологии развития.
1 Норма как статистический термин. Норма и социальный стереотип
Во-первых, норма представляет собой статистическое понятие. Нормальным признается то, чего достаточно и что относится к середине распределения. То, что располагается «по краям» - указывает на сферу низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Чтобы оценить качество, нужно соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой распределения нормы. Естественно, что приставки «суб» и «супер» не дают оценки качества с точки зрения этики и прагматики – например, если человек имеет «супернормальный» показатель агрессивности, то это не является положительным моментом для него самого и окружающих [1].
Нормы не являются абсолютными величинами и развиваются для данной группы (возраста, социума и пр.). Например, на протяжении многих лет показатель маскулинности по опроснику MMPI является устойчиво повышенным. Но это говорит не о том, что девушки демонстрируют мужское поведение. Это говорит о том, что необходимо пересматривать устаревшие нормы.
Также часто нормы связаны с социальными стереотипами. Например, если поведение соответствует общепринятому в конкретном социуме, данное поведение воспринимается как отклоняющееся. Например, традиционные представления о половых ролях становятся постепенно трансформирующимися, поскольку меняется сам социум. Мужчины сейчас выполняют больше функций, которые ранее отождествлялись с женскими. С другой стороны, женщины часто принимают участие в видах деятельности, которая обычно приписывается мужчинам: женщины служат в армии, работают на стройках, занимают руководящие должности и пр. Все вышеперечисленное – важный фактор к пониманию того, что традиционные социальные и сексуальные роли в огромной степени является социальным продуктом, которые не связан только с биологией или физиологией.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА-ИНФРА М, 2017
2) Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6 (112). С . 97-107
3) Дашкова Т.Ю. Гендерная проблематика: подходы к описанию. URL: http://www.el-history.ru/node/431 (дата обращения: 13.12.2019).
4) Козырева Л. Д. Нисходящая вертикальная мобильность – добровольно // Социология в системе научного управлении: материалы IV Всерос. социологического конгресса. М., 2012.С. 260-261