Фрагмент для ознакомления
2
1. Нарушения прав в Армении и основные события революции
8 мая 2018 года премьер-министром Армении был избран лидер оппозиции, глава партии «Гражданский договор» Никол Пашинян. Это ключевой государственный пост страны - после реформы 2015 г. в Армении сформировалась «суперпремьерская» республика, в которой президент не имеет фактически никаких прав. Пашинян был известен как политический журналист, один из руководителей штаба Левона Тер-Петросяна на выборах 2008 года, участник столкновений с полицией 1 марта 2008 г., завершившихся человеческими жертвами, позже осужденный за них, отсидевший два года и амнистированный. С 2012 года - депутат парламента.
Премьером Никол Пашинян был выбран спустя полтора месяца после начала протестов, которые стартовали 31 марта 2018 года во втором по величине городе Армении Гюмри «маршем на Ереван». Идея была в том, чтобы обойти пешком районы страны, где к оппозиционерам (в начале марша их было не более сотни человек) присоединялись бы все желающие. Интересно, что поначалу в этой акции как маргинальной не стали участвовать большинство людей, считавшихся лидерами оппозиции - бывший президент (1991−1998 г.) и кандидат в президенты (2008 г.) Левон Тер-Петросян, бывший министр иностранных дел и депутат Раффи Ованесян, и даже многие соратники Пашиняна по самому радикальному оппозиционному блоку в парламенте с либеральной, проевропейской идеологией «Елк», состоявшему из трех партий (набравшему 7,78% на парламентских выборах 2017 г., 9 мандатов из 105 в парламенте).
За избрание Пашиняна премьером проголосовали и некоторые депутаты правящего на тот момент альянса Республиканской партии Армении (49.11% на выборах 2017 г.) и ее партии-сателлита «Дашнакцютюн» (6.58%), а также депутаты от блока крупного предпринимателя Гагика Царукяна, который можно охарактеризовать как популистстко-лидерский проект без определенной идеологии (27.35%).
Осенью 2018 года Пашинян добился досрочных выборов парламента, которые прошли 9 декабря 2018 года и завершились его сокрушительной победой (70.43%). В парламент также прошли блок Царукяна, уменьшившийся до 8.27%, и блок юриста Эдмона Марукяна «Светлая Армения» (6.37%), бывший соучредителем блока «Елк» с Пашиняном, но разошедшийся с ним после революции (как иронично высказался один из моих собеседников, «Пашинян их просто не взял, после того как они не поддержали его в начале протестов, пришлось идти самим»). Бывшая партия власти - Республиканская партия Армении вообще не преодолела барьер 5% и в парламент не попала, набрав 4.7%. Причем, пострадали они из-за собственной глупости и самоуверенности - Пашинян предлагал прежнему составу парламента снизить проходной барьер до 3%, но РПА отказалась.
Для нас в России, конечно, в наибольшей степени интересны факторы, благодаря которым оппозиция смогла сменить режим, существовавший в Армении 20 лет. «Карабахцы» (и президент Армении 1998−2008 г. Роберт Кочарян, и президент 2008−2018 г. Серж Саргсян выходцы оттуда), они же «республиканцы», местный аналог «Единой России», правили именно столько. Интерес представляет и нынешняя ситуация и перспективы страны, совмещающей «западные» и «восточные» черты, в чем можно усмотреть немало аналогий с Россией.
«Республиканцы» пришли к власти, фактически, тоже не вполне парламентским путем. При премьере Кочаряне усилились и ранее росшие при Тер-Петросяне тенденции постепенной олигархизации политической власти, формирования, как это называют политологи, «закрытой демократии». Создался карабахский триумвират Кочаряна, министра обороны Вазгена Саркисяна и министра внутренних дел Сержа Саргсяна.
В марте 1998 г. Кочарян был избран новым президентом. В 2008 году Кочарян, исчерпав два конституционных срока, передал власть «преемнику» Сержу Саргсяну. Саргсян, в отличие от российского кейса, не был полной марионеткой и с течением времени забирал себе все больше власти, но с
Показать больше