Фрагмент для ознакомления
2
Целью данного эссе является рассмотрение вопроса относительно того, является педагогика
искусством или наукой.
Думаю, что не каждый человек может стать педагогом. Для того, чтобы быть экспертом в области
преподавания, важно обладать важными компетенциями. Кроме того, если уровень
профессионализма повышать, то педагог переходит уже на другой уровень – искусства
преподавания.
Все знают, что для отработки навыка нужно минимум 21 день. Для того, чтобы стать
профессионалом своего дела – отработать не менее 10 тыс часов в данной области. И тогда уже
начинается искусство. Когда человек включает в свою деятельность элементы творчества и пр. Он
может этого и не реализовать, если началось эмоциональное выгорание или не нравится сама
профессия, по многим причинам.
Педагогом можно быть на уровне «теории», когда даются теоретические знания, контролируется
процесс обучения, выполняются домашние задания учениками и пр. Но можно построить процесс
обучения как искусство – стремиться к полному вовлечению учеников в изучение материала. Для
этого нужно самому «болеть» своим предметом. Как, например, это делали Л. Н. Толстой, К. Д.
Ушинский, А. С. Макаренко.
Например, «феномен» А. С. Макаренко начался в двадцатые годы прошлого столетия, когда
педагог формирует трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В данном
опыте педагогу удалось главное - он находит сильное средство воспитания, которым становится
коллектив самих воспитанников. И это ли не искусство? Кто сейчас из педагогов решится на такую
роль и ответственность? Огромная роль в создании коллектива была именно в авторитете А. С.
Макаренко. Педагог проявлял терпение, твердость, заботу о подростках, справедливость. К нему
тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького,
сформировалась структура взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет
командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда),
поощрения и наказания, традиции.
Поэтому крайне важно, чтобы учитель проявлял себя не только в роли педагога, но и в роли
творца. Для этого необходимо постоянно обучаться, повышать свой уровень знаний. Всем
известна истина: «Учитель учится всю жизнь». И самообразование – это важный показатель
профессионализма и экспертности педагога. Если учитель учится сам, он априори становится еще
лучше, еще экспертнее. Эксперт-педагог постоянно развивается и является исследователем.
Крайне важное влияние на формирование экспертности учителя оказывает и методическая
деятельность.
Сущность самообразования – это
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Морева Н. А. Теория воспитания. Педагогика среднего профессионального образования Т.
2. — М.: Академия, 2008. — 192 с.
2) Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей.- М., 2011.
3) Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М.: Кнорус, 2016. — 480 с.
4) Ушинский К.Д. Труд и его психологическое и воспитательное значение // Педагогические
сочинения: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. Шадриков В. Д. Развитие младших школьников в
различных образовательных системах. — М.: Логос, 2011.