Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобализация не только в экономике, но и в менталитете имеет как отрицательные, так и
положительные стороны. Она способствует распространению как отрицательных, так и
положительных культурных образцов и стереотипов. Благодаря ей происходит не только
нивелирование культуры разных историко-культурных регионов и трансляция массовой культуры,
но и сопровождающее модернизацию распространение высших достижений элитарной культуры,
приобщение к ним тех людей и сообществ, которые к этому готовы, и образование самобытных и
творческих комбинаций из элементов разных культур, что также имеет место.
Глобальный характер информационной системы и её воздействующее на сознание
проникновение в каждый дом имеют также как отрицательные, так и положительные стороны.
Это способствует распространению как отрицательных, так и положительных культурных
образцов. Благодаря этому происходит трансляция не только массовой культуры, но и высших
достижений элитарной культуры. Благодаря этому раскрепощается действительно свободная
личность, человек, как носитель высокой культуры.
4
Массовое признание и переживание дисперсии как тональности жизни (сегодня одно из главных
проявлений этого довольно часто называют «клиповым мышлением») - явление, конечно,
печальное.
Оно существует наряду с уходящими в прошлое культурно-историческими установками,
связанными с сохранением культурно-исторических единств.
В современных условиях все более возрастает роль мыслительных навыков и их качества. Целью
данной работы является рассмотрение эффективного обучения мыслительным навыкам в
современной высшей школе.
«Совесть - не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она
заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его
настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни...» [10, с. 9] Эти слова Д. С. Лихачева будут
актуальными всегда, в любой период развития человечества и его эволюции.
Д. С. Лихачев говорит о том, что свободные в своих убеждениях люди являются интеллигенцией.
Они не зависят от экономических, партийных, государственных принуждений и не подчиняются
идеологии. Основным принципом интеллигентности является свобода интеллекта. И эта свобода
является категорией нравственности.
В данной работе мы рассмотрим соотношение и взаимосвязь понятий «свобода», «совесть»,
«интеллигенция», «интеллектуальная свобода», подчеркнем актуальность слов Д. С. Лихачева в
современных условиях глобализации мира.
1 Процессы глобализации и интеллектуальная свобода в современном мире
Современные обстоятельства жизни являются «запутанными», если рассматривать их в ракурсе,
например, новой и меняющейся информации. Особенно важен этот вопрос в нашей стране,
поскольку долгое время мы были закрыты от идей западного мира.
Информационная революция 1970-1980 гг. открыла перед человечеством массовый доступ к
глобальной сети и различным гаджетам, обеспечивающим возможность получения информации.
Сеть Интернет постоянно развивается, наполняясь новыми ресурсами и, как следствие, новой
информацией. Теперь каждый обладатель гаджета может получить любую информацию в любой
момент времени, при этом развитие поисковых систем в сочетании с мобильными помощниками
значительно упрощает её поиск. Пользователю уже не требуется набирать поисковый запрос,
достаточно его произнести.
Одновременно с быстрым развитием научных технологий, важно соблюдение принципа
нравственности, о котором говорил Д. С. Лихачев. Если ученый меняет свои убеждения по
соображениям выгодности, это может считаться высшей безнравственностью. Ученые не всегда
бывают интеллигентны. Часто они жертвуют интересами людей или ценностями культуры.
Например, когда ученые увлекаются погоней за выгодой и производят опыты, связанные с
5
опасностью для человека и страданиями животных. Приведем примеры современности,
рассмотрев биоэтику.
В западной науке уже несколько десятилетий наблюдается постепенное изменение общей
парадигмы: уход от антропоцентристских позиции. Причиной этого стали, среди прочего,
достижения в области естественных и психологических наук — стирание межвидовых границ в
генетике и биотехнологии, расширение знаний о функционировании мозга человека и других
приматов, а также о поведении и психике многих видов. В рамках нового научного подхода
животное все чаще становится предметом исследований, которые не задаются целью обогатить
знание о человеке. Можно сказать, что это — начало конца протекционизма по отношению к
животным в науке. Это заметно и в языке: в западной научной литературе уже нормой стали
выражения «человек и другие животные», «нечеловеческие животные».
Биоэтика – мультидисциплинарная область знания. Специфика ее развития в разных странах во
многом определялась теми людьми, которые на определенных этапах занимались
теоретическими и практическими вопросами биоэтики. В США биоэтическая проблематика и
подходы формировались специалистами разного профиля: первоначально – философами,
врачами, юристами, в последующем биоэтикой стали заниматься антропологи и социологи.
Пересечение видовых границ в XXI в. превратилось в биотехнологическую повседневность.
Смешивание видов случалось и ранее,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
2) Голубинская А. В. Что такое википистемология? // Философские проблемы
информационных технологий и киберпространства. 2018. № 2 (15). С. 25–33.
3) Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества //
Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169–176.
4) Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность // Высшее
образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20.
5) Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. 464 с.
6) Исакова И. А., Янак А. Л. Информатизация и гаджетизация современного общества и
детства // The Digital Scholar: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 1. С. 131–145.
6
7) Кожевникова М. На пути к созданию гибридных форм человека: органы человека в
животных // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Вып. VI / под ред. А. В. Разина, И.
А. Авдеевой. М. : Издатель Воробьев А. В. 2016 - С. 54–66.
8) Костромина С. Н., Гнедых Д. С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов
усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского
государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 5–14.
9) Кутырев В. А. От образования к опрограммированию (или как достичь передового уровня
деградации человека)//Философия хозяйства. 2016. № 5 (107). С. 174–185.
10) Лихачев Д.С. Об интеллигенции // Приложение к альманаху «Канон». Вып. 2. - СПб., 1997.
11) Мантикова А. В., Чупров Л. Ф., Кошенова М. И. Безопасность детей и подростков в
интернет-пространстве: мифы, реальность, практические рекомендации // Современная
реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов / под науч.
ред. О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 138–147.
12) Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр.; предисл. Б. В. Бирюкова. М.: Изд-во ЛКИ,
2008. 416 с.
13) Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков
[Электронный ресурс] // Концепт. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vliyanie-globalnoyseti-internet-na-psihiku-podrostkov (дата обращения: 24.11.2019).