Фрагмент для ознакомления
2
Поразительный мир романтизма на протяжении многих веков привлекал и привлекает к себе
интерес исследователей и является предметом самых разных гуманитарных дискуссий и поисков
решения проблемных вопросов, которые он ставит перед учеными.
В наших размышлениях мы рассмотрим романтизм, как необыкновенное течение XIX века. Самым
ярким представителей из данного течения был Александр Сергеевич Пушкин. Именно в его
произведениях нам удастся найти черты, свойственные романтизму.
Н. Я. Берковским было отмечено, что романтизм вырабатывался как целая культура,
разнообразно разработанная, и именно в этом похожим был на собственных предшественников –
ренессансу, классицизм, просвещение. Романтизм складывался, как единая «школа», но во всех
искусствах и попутно в делах культуры, выйдя из литературы и проникая в каждое из искусств,
одно за другим [5, с.67].
Как явление в обществе первой половины XIX века романтизм не ограничивается лишь культурой
и искусством, он охватывает не лишь эти, но и остальные стороны жизни того общества: политику,
социологию, религию, естествознание. Но лишь в искусстве романтизм получил полноту и
свободу выражения, сумел породить произведения, которые сумели войти в мировую культуру
человечества.
Романтическая литература, музыка, живопись, которые были насыщены эстетическими и
философскими проблемами сумели открыть богатство внутреннего мира человека, навечно
определили пути развития общеевропейского искусства и философии.
Одним из путей изучения романтизма является обсуждение его национальной формы, иными
словами, введение его национального своеобразия, а иной путь связан с исследованием
романтизма в общеевропейском масштабе.
Общеизвестно, что национальная среда и время обусловливают образ каждого культурного
движения, в том числе и романтизма. Исследуя русский романтизм, невозможно
абстрагироваться от его конкретных проявлений.
Романтизму в литературе XIX века, свойственны следующие характерные черты:
- в произведениях герой характеризуются индивидуальностью;
- в произведениях раскрывается бунтарство героя, то есть, чтобы найти выход из сложной
ситуации нужно прибегнуть к бунту;
2
- чувства героя всегда выше разума, обязательно, присутствует яркое выражение данных чувств;
- писатели XIX века стремились отразить в своих произведениях необычность во всем;
- складывается особое отношение писателей к национальному творчеству, сказкам, преданиям,
средневековым легендам;
- писатели часто смешивали разные жанры литературы, что являлось главным условием авторской
индивидуальности.
В русской романтической поэме второй половине 20-х - начала - 30-х годов сложилась
определенная устойчивая структура конфликта. Она сложилась под воздействием южных поэм
Пушкина, после их появления [1, с.89].
Десятки поэтов устремились к течению романтизм, явным гением стал А. С. Пушкин, который
отыскивал и осваивал новые поэтические сокровища. В итоге компонентам поэтики
романтической поэмы, в первую очередь, ее конфликту - была придана замечательная
устойчивость и резкость очертаний.
Пушкин не считал, что романтических героев в современной ему русской жизни, возможно,
отыскать лишь посреди разочарованных юных людей, которые читают Байрона. Он связывал с
пониманием романтизма людей, совсем чуждых чувствам печали и разочарованности. Это люди,
которые отличаются бурными страстями, которые считаются героями самых
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аношкина, В.Н. Русская литература ХIX века. 1840-1860 годы. / В.Н. Аношкина. - М.: Высшая
школа, 2005. - 623 c.
2. Гуревич, А. М. «Свободная стихия». Статьи о творчестве Пушкина / А. М. Гуревич —
«Языки Славянской Культуры», 2015 — 406 с.
3. Кременцов, Л.П. Русская литература XIX века. 1801- 1850: Учеб пособие / Л.П. Кременцов. -
М.: Флинта, 2011. - 248 c.
4. Мейлах, Б. С. Творчество A.C. Пушкина: Развитие художественной системы. М.,
Просвещение, 1984. – 160 с.
5. Недзвецкий, В.А. Русская литература XIX века. 1840-1860-е годы: Курс лекций / В.А.
Недзвецкий. - М.: МГУ, 2010. - 376 c.