Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образование, являясь одним из важнейших социальных институтов человеческого общества, приковывает к себе внимание не только ученых-социологов, но и высшее политическое руководство государств. Прежде всего, необходимо отметить громадный размер этой системы, включающей в себя учителей, учеников и их родителей. Сквозь систему профессионального образования (начального, среднего и высшего) проходит значительная часть населения всякой страны.
Система образования – это уникальный социальный институт. Его уникальность определяется тем, что он призван развивать и приумножать социальный капитал – неисчерпаемый ресурс, источник ничем не ограниченного развития. «Система образования – это система проектирования и воспроизводства социального будущего» . По мнению крупного ученого и педагога, академика Н.Н. Моисеева, советская хорошо выполняла свои функции: «…в России была создана лучшая в мире система образования. Причем не столько образования элиты, сколько образования нации в целом» .
Целью данного эссе является рассмотрение вопроса актуальной проблемы в образовании.
Задачи:
1) Характеристика противоречия современного образования на примере разности обучения и воспитания.
2) Анализ противоречий процесса обучения и бюрократизации в современном образовании.
3) Формулировка названия и задач фильма, посвященного проблеме противоречий в образовании между обучением и воспитанием.
1 Проблема противоречия между обучением и воспитанием. Противоречие процесса обучения и бюрократизации
Широко известна легенда, согласно которой Бисмарк после победы над Францией в 1871 г. заявил, что эту победу одержал прусский учитель. На самом деле эта мысль была высказана профессором Пешелем после австро-прусской войны. Этот тезис пытался оспорить Мольтке, отметив, что знаний, обретенных солдатом в гимназии, недостаточно для победы, что необходимо еще формирование личных качеств – стойкости, упорства, патриотизма. Но этим возражением Мольтке фактически подтверждает правоту профессора Пешеля (или, по легенде, канцлера Бисмарка), ибо в школе происходит не столько обучение ребенка, сколько его воспитание, формирование личности; в недрах школы происходит социализация личности, ее образование.
Многие учителя с ностальгией вспоминают прежнюю школу, которая выполняла более широкой спектр задач, и, в частности, в старой школе большое значение имела воспитательная функция . В некоторых школах эта функция продолжает выполняться, но это связано не с тем, что она предусмотрена в новых регламентных документах, а с тем, что некоторые педагогические коллективы сохраняют необходимый комплекс педагогических приемов, хотя вынуждены делать это вопреки системным требованиям нормативных документов. По мнению многих учителей, роль учителя в школе заключается, прежде всего, в воспитании полноценной личности, но возможностей для выполнения этих задач у педагога все меньше.
Реформированная школа ставит перед педагогами другие, новые задачи, подчас не очень понятные учителю. В этой связи они отмечают, что сохранение особо важных характеристик национальной российской школы нередко становится личным делом небольших групп наиболее ответственных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Иудин А.А., Ковшова Е.С. Реформы и социальное самочувствие российского учителя // Социальные преобразования и социальные проблемы Сборник научных трудов Вып. 15. Н. Новгород, 2015. С. 77-109.
2) Иудин А.А. Реформа образования и профессиональные стратегии учительства. // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / Под ред. проф. З.Х. Саралиевой. Нижний Новгород. Изд-во: НИСОЦ, 2014. С. 522-531.
3) Моисеев Н.Н. Проблемы образования // Труды Н.Н. Моисеева по вопросам современного образования. М.: МНЭПУ, 2012. С. 134-137.
4) Овсянников А.А. Единый Государственный Экзамен: кто и как его сдал // Народонаселение. 2010. № 2. С. 46-66.
5) У наших учителей дрожат руки». Режим доступа: Lenta.ru, 6 июня 2016. https://lenta.ru/articles/2016/06/06/filippov/ (дата обращения: 02.03.2020).