Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культурная парадигма Возрождения возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов . В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже . К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Целью данного эссе является рассмотрение философии эпохи Возрождения. Задачи:
1) Рассмотрение обращения к античному наследию в философии Возрождения;
2) Описание пантеизма в натурфилософии Возрождения.
1 Обращение к античному наследию и культуре Ренессанса
В процессе создания и развития культуры Возрождения прослеживается обращение к другим эпохам. Главным является обращение к античному наследию. Обращение к человеческому, прославление прекрасного, гармонично развитого человека особенно близко гуманизму Европы. В эпоху Ренессанса начинает воссоздаваться античный идеал личности, понимание красоты как гармонии и меры. Мировосприятие античности для эпохи Возрождения становится притягательным и доступным материалом. Художники, скульпторы и поэты Возрождения вдохновляются сюжетами античной мифологии и истории, греческими и латинскими языками .
Реабилитация наследия античности начинается с анализа языков древности. С конца XIII века гуманисты активно изучают язык Греции, Цицерона, Горация, Сенеку. Дети изучают латынь.
Личность эпохи Возрождения – это историк, филолог, библиотекарь, что любит изучать старые рукописи и книги, составляет коллекции древности. В Возрождение восстанавливаются забытые труды авторов из Греции и Рима, происходит установление подлинности текстов, которые искажались в Средневековье. Огромная часть текстов авторов античного времени выявляется гуманистами.
Огромная роль в распространении наследия античности принадлежала изобретению и распространению книгопечатания. Античные рукописи и памятники были не мертвыми предметами, а учителями.
Деятели эпохи Ренессанса проявляли огромный интерес к философии античности – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь трансформировано в культ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аблеев С. Р. История мировой философии / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2) Бессонов Б. Н. История и философия науки / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
3) Ивин А. А. Основы философии/ А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 478 с.
4) Максимов, А,М. Философия: учебное пособие : в 2 ч , Ч, 1 История философии / А,М Максимов, И.А.Беляев, М.В. Лутцев.-Оренбург : Издательство центр ОГАУ, 2011.-162с.