Фрагмент для ознакомления
2
Современные тенденции в понимании изменений качественных характеристик образовательного процесса.
Введение
В педагогической практике образовательных организаций Российской Федерации разработаны и активно используются самые разнообразные пути и способы повышения качества и эффективности подготовки специалистов высокой квалификации. Среди всего многообразия приемов и способов влияющих на качественные показатели овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями, особого внимания заслуживает инновационная модель методов обучения, активно использующаяся в образовательных организациях, при подготовке специалистов.
Если формы обучения отвечают на вопрос, как организован педагогический процесс в образовательной организации, то способы обучения раскрывают его методику. Особенностью вузовского обучения является то, что по названию организационные методы и формы обучения часто совпадают. Однако отождествлять эти категории нельзя. Вопрос о методах обучения, это вопрос о путях осуществления такого контакта между обучающимися и обучающим, когда на позитивном информационном фоне возникает четкая устойчивая связь, позволяющая осуществлять переход от незнания к знанию, от отсутствия умений, к их сформированности, от недостатка качеств определенного порядка к их появлению и развитию.
Основная часть
На сегодняшний день во многих образовательных организациях Российской Федерации сложилась несколько иная классификация, в которой в качестве систематизирующих характеристик выделены три основные: логика и содержание учебного процесса, профессиональная составляющая подготовки специалистов, уровень самостоятельности и познавательной активности обучающихся. Наличие многообразных подходов на классификацию методов обучения способствовало появлению естественного процесса интеграции и дифференциации знаний о них. Среди многообразных подходов на характеристику методов обучения, наиболее значимым из них явился комплексный подход. Опыт исследовательской работы представляет реальную возможность для обобщенного анализа, процесса систематизации и целостной оценки методов обучения с использованием целостного подхода к деятельности будущего специалиста, а также условий их применения. В этой связи, учебная деятельность должна базироваться на основе таких методов, которые сочетают в себе организацию действий по опосредованию учебной информации с регулированием интеллектуальных и физических нагрузок, разнообразием применяемых форм дидактического взаимодействия, генерацией мотива к учебе и последующей работе, стимулированием познавательного интереса, учета и контроля. Приведенная модель классификации методов обучения, без сомнения, не является окончательно завершенной, но она тем не менее учитывает практически все основные структурные элементы учебной деятельности, осуществляемой на профессионально-потребностном фоне, и не лишает возможности модификации ее любыми моделями методов, которые возникают в ходе практической работы обучающихся. Проблема методов обучения находится в непосредственной связи с проблемой приемов обучения, поэтому выяснение соотношения этих понятий также весьма важно. Нередко методы определяются как совокупность определенных методических приемов, которые обеспечивают реализацию задач обучения. Будучи справедливой,
Заключение
Особенности образовательной организации могут способствовать созданию своих условий эффективности и, в частности, других методов обучения. Выбор методов во многом зависит от сочетания конкретного метода с другим, комплексного учета критериев их оптимального сочетания, соответствия методов задачам и целям обучения, воспитания, развития и психологической подготовки обучающихся, специфики содержания обучения, избранным формам организации учебного процесса и логики учебного познания, реальным учебным возможностям обучающихся, возможностям обучающего по их использованию. Комплексное применение этих критериев обеспечивает эффективность подготовки специалистов в образовательных организациях Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Багаутдинова Н.Г. Инновационный потенциал высшей школы: Анализ и оценка. – М.: Экономика, 2002. – 426 с.
2. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 315 с.
3. Бойкова П.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические техногогии. – М., 2000. – 256 с.
4. Веселков Ф.С., Веселков А.Ф. Сто идей-резервов высшей школы России. – М.: Осипов, 2007. – 276 с.
5. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 432 с.
6. Гарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. – М.: МЭИ, 2010. – 240 с.
7. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 446 с.
8. Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В.Я. Педагогика высшей школы МВД России. – СПб., 2003. – 301 с.
9. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 272 с.