Фрагмент для ознакомления
2
Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.
Вкруг категорий национальной безопасности вошло право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, суть и особенности его реализации. Об этом прямо говорится в Указе Президента РФ №254 от 02.06.2019 г., о стратегии развития здравоохранения в стране . Неудовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания в государственных лечебных учреждениях расценивается сегодня как вызов безопасности нации. Все больше граждан предпочитают обращаться за помощью в частные клиники. Тем самым в деле охраны здоровья растет дифференциация по имущественному признаку, что создает социальную напряжённость в обществе. Все граждане России имеют равные права на охрану здоровья – и это декларируется основными нормативными документами. Но реализация этих прав на практике порождает целый круг проблем.
В уставе ВОЗ термин «здоровье» определяется не отсутствием конкретных заболеваний у человека, он обозначает состояние полного благополучия: физического, душевного, социального. Охрана здоровья – это комплекс мер по сохранению или восстановлению этого благополучия. Гарантированное государством право на охрану здоровья впервые сформулировано в ст. 42 Конституции СССР от 07.10.1977. Здоровье граждан стало основной ценностью, которую обязано защищать государство – и это положение закреплено в ныне действующей Конституции РФ (12.12.1993) .
Статья 41 Конституции РФ констатирует:
Граждане России имеют право на охрану здоровья и безвозмездную медицинскую помощь.
Услуги государственных лечебных учреждений оплачиваются из госбюджета, страховых и благотворительных фондов.
Помощь оказывается на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
В целях охраны и укрепления здоровья государство поощряет проведение мероприятий по развитию физкультуры и спорта, улучшению экологии в местах обитания людей.
Пути реализации конституционных положений намечены в последующих законодательных актах .
Главный нормативный документ, регулирующий российское здравоохранение в настоящий момент — закон №323-ФЗ, принятый 21 ноября 2011г. Полное название звучит так: «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» .
Гражданин имеет право на:
1. Медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования;
2. Право на медицинскую помощь иностранным гражданам, проживающим и пребывающим на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации, пользуется правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
3. Плановая медицинская помощь гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам оказывается при наличии документа, удостоверяющего личность, полиса обязательного медицинского страхования, либо наличия соответствующих международных договоров с Российской Федерацией для иностранных граждан. Лицам, не имеющим вышеуказанные документы, оказывается экстренная и неотложная медицинская помощь;
4. Пациент имеет право не чаще 1 раза в год на выбор врача и выбор медицинской организации;
5. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
6. Получение консультаций врачей-специалистов;
7. Облегчение боли, связанной с заболеванием и/или медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
8. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым, в интересах пациента, может быть передана информация о состоянии его здоровья;
9. Получение лечебного питания в случаях нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
10. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
11. Отказ от медицинского вмешательства;
12.Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
13. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
14. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации;
15. На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства;
16. На информацию о состоянии здоровья;
17. На информацию о факторах, влияющих на здоровье.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_326419/
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - Сст. 6422.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1815.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-04102012-n-1006/
8. Адриановская, Т.Л. Эффективность правового регулирования оказания медицинской помощи на современном этапе / Т.Л. Адриановская // Социальное и пенсионное право. – 2018. – № 2. – С. 25-28.
9. Казачкова, З.М. Право и медицина: в поисках оптимального баланса / З.М. Казачкова, В.А. Казачков // Социальное и пенсионное право. – 2019. – № 1. – С. 32-37.
10. Квачахия, Л.Л. Об эффективности модели отечественной системы здравоохранения в сравнении с развитыми странами / Л.Л. Квачахия // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 3. - С. 9.
11. Трехлебова, И.В. Рынок платных медицинских услуг в России / И.В. Трехлебова, Е.В. Ермолаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - № 1. - С. 190 - 195.
12. Хулукшинов, Д.Е. Механизмы финансирования системы здравоохранения России / Д.Е. Хулукшинов // Перспективы науки. - 2017. - № 6. - С. 58-64.
13. Экономика здравоохранения / Под ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 464 с.