Фрагмент для ознакомления
2
Монтескье и Руссо. Сравнительный анализ учения и взглядов. Сопоставление учения о разделении властей и «общественном договоре»
Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред, граф де Монтескье (1689-1755) - крупнейший представитель старшего поколения французских просветителей XVIII в. Вся его огромная по объему и широте проблематики многолетняя исследовательская деятельность часто оценивалась через призму его философско-правового учения, центральное место в котором принадлежит проекту «свободного государства». Данная концепция является логическим завершением того полномасштабного интеллектуального поиска, на который Монтескье затратил более 30 лет своей жизни.
Важнейшей задачей исследовательского поиска Монтескье была проблема построения образцовой политической организации, основанной на строгом соблюдении правовых норм и принципе верховенства закона. В рамках своей оригинальной концепции «свободного государства» мыслитель разработал теорию разделения властей - одну из ведущих политических доктрин, ставшую основополагающим принципом современного европейского либерализма.
Идею об ограничении власти путем ее деления одним из первых в ранней просветительской политической литературе сформулировал выдающийся английский мыслитель, философ и педагог Джон Локк (1632-1704). Однако у Локка учение о разделении властей основывалось на идеи соподчинения властей в государственном управлении на основе общественного договора. Цель этого структурного новообразования заключалась в создании политического механизма, гарантировавшего безопасность граждан от произвола и злоупотреблений государства, обеспечении гражданских, политических и экономических свобод. Монтескье модернизировал локковское учение в соответствии с историческими реалиями и идейными установками французского общества первой половины XVIII в.
Философско-правовые взгляды мыслителя формировались под влиянием ряда факторов, наиболее значимыми из которых были следующие: обычаи, традиции и нравы социальной среды, из которой происходил Монтескье (la noblesse de robe); его деятельность в должности президента парламента г. Бордо; идейное наследие парижской Фронды; всеобщее преклонение перед британской государственностью.
Взяв за основу своей теории идею Дж. Локка о делении власти, Ш. Л. Монтескье проделал огромную работу по созданию собственного концептуального направления. Переработав ряд положений учения английского философа, дополнив его своими идеями, Монтескье сформулировал прогрессивную для своего века теорию, ставшую прочным фундаментом правовой государственности. Монтескье существенно дополнил принцип разделения властей включением в него третьей ветви - судебной, выделив ее из состава исполнительно-распорядительной власти». Просветитель научно обосновал принцип единства исполнительной власти, доказав, что нельзя отделять иностранные дела и дипломатические функции от общей распорядительной системы под видом обособленной «федеративной» или «союзной» ветви. Это был действительно шаг вперед по сравнению с абстрактным теоретизированием Дж. Локка, который утверждал, что «исполнительная и федеративная власть в каждом сообществе в действительности отличается друг от друга».
В XVIII в. ведущие просветители континентальной Европы восторгались британской конституционной моделью. Их поражала та степень политической и гражданской свободы, которой пользовались, по их мнению, подданные британской короны. Трактовка и понимание смысла конституционной системы островного королевства в изложении Монтескье повлияла на формирование философско-правовых взглядов и идей континентального Просвещения. Форма правления и внутренний строй Англии произвели на мыслителя огромное впечатление, влияние которого сказалось на всем идейно-теоретическом наследии Монтескье. Он наивно считал, что в английской форме правления воплотился принцип «смешанного правления», при котором власть «разделена» между различными стратами гражданского общества.
Теоретико-методологические основания учения Монтескье о государстве были тесно связаны с его философско-мировоззренческой позицией. Касаясь вопроса зарождения государственной власти, Монтескье как сторонник теории общественного договора пытался вместе с тем рассмотреть генезис власти в рамках всемирного исторического процесса. Он один из тех мыслителей эпохи Просвещения, которые уже в какой-то мере проводили различие между понятиями общество и государство. Монтескье представлял государство как институциональную категорию, исходя из политико-договорных отношений в контексте естественного права. Вместе с тем французский мыслитель рассматривал феномен государственной власти не как некую абстракцию, а как необходимую основу системы управления, порожденную общественным соглашением, которое определялось объективными факторами социального, культурного и политико-правового развития .
Ш. Л. Монтескье особо выделял роль «общего духа» государственной власти, который являлся своеобразным фундаментом политической системы. Философ выступал против тех договорных теорий, которые рассматривали процесс образования государства как специфическую сделку, где две стороны -
Фрагмент для ознакомления
3
1. Монтескье, Ш. Л. Размышления о причинах величия и падения римлян //Избр. произведения. - М.: Политиздат, 1955. - С. 49-156.
2. Монтескье, Ш. Л. О духе законов. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.
3. Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс: Кучково поле, 1998. - С. 51-150.
4. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - С. 195-322.