Фрагмент для ознакомления
2
централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация» (О. Тоффлер). Власть пользуется метоами дезинформации для того, чтобы осуществить решение не только частных, так и общественных интересов, которые они понимают в соответствии со своим видением мира и историческим опытом нации. Следовательно, советская номенклатура представляла собой движущую силу, которая помогала формировать образ врага. Бюрократия сумела использовать потенциальную угрозу государству и народу в своих интересах. Ее интерес заключался в контроле за мышлением и поведением широких масс населения в условиях сложившейся административно-командной системы, росте числа грамотных и культурных людей. После того, как завершилась Вторая мировая война эта потребность возросла. Борьба с Западом за сферы экономического и политического влияния в мире — за собственное геополитическое пространство, приведшая к холодной войне, необходимость обеспечения обороноспособности страны за счет новых ядерных вооружений в условиях послевоенной разрухи, нищеты и невозможности масштабировать материальные стимулы для стимулирования эффективного труда, привела к необходимости использования духовных стимулов для обеспечения трудовой и политической лояльности граждан .
При рассмотрении последнего варианта образ врага можно выделить следующие этапы: два первых послевоенных года — 1945 — июнь 1947; осень 1947 — август 1949; период с осени 1949 по май 1954 г., следующий период длился до 1964 года, с незначительным снижением напряженности в 1960-х годах .
За два года, прошедшие после окончания Второй мировой войны, правительство США сформировало образ советского врага. В то же время в СССР существовали предпосылки для появления советского варианта западного образа врага.
В сентябре 1947-августе 1949 года образ внешнего и внутреннего врага прошел период становления. В ходе идеологических кампаний 1948-1949 гг. в общественном сознании сформировались три его формы.
Главная форма образа врага – американский империализм – олицетворял все ужасы капитализма. В его окончательном формировании в апреле-мае 1949 года важную роль сыграл агитпроповский «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время», направленный пропагандистами на длительную и систематическую дискредитацию всех сторон жизни и политики В США. Содержание образа американского врага включает в себя: представление о предкризисном состоянии экономики; доминирование монополий, питающих фашизм в США; дряхлость и коррумпированность американской культуры и морали; неполноценность американского образа жизни; расовая дискриминация в стране; использование науки в милитаристских целях; коррумпированность прессы; рост преступности; наличие в руководстве страны опасного, полубезумного антисоветского типа Форрестола; агрессивность внешней политики США, ради которой они создавали Североатлантический пакт (НАТО); космополитизм как идеологическое оружие агрессивных кругов США и других западных стран; существование непримиримых противоречий между западными странами, которые в конечном итоге приведут к расколу их союзов. Отчасти этот стереотип существовал на самом деле .
Пропагандистами американский империализм был представлен, как единая система, каждый элемент которой отражает все его свойства. Они вводили в общественное сознание психологическое отношение к каждому из элементов таким образом, чтобы любой из них мог воспроизводить в сознании людей всего стереотипа образа врага. Таким же образом были разоблачены и другие соперничающие державы: Великобритания и Франция. Чтобы эффективно привить образ врага в массовом сознании, средства массовой информации не предусматривали отражения положительных сторон жизни вражеского государства.
Все формы образа врага объединены одной существенной чертой: враждебностью к советскому обществу и государству, к гражданину.
На формирование и развитие форм образа врага в 1947-1949 годах оказали влияние следующие факторы в международных отношениях: распад антигитлеровской коалиции; переход Израиля, которому способствовал Советский Союз, на сторону США; самостоятельная внешняя и внутренняя политика югославского руководства, которая привела к негативному отношению со стороны Советского правительства. Важным внутриполитическим фактором стало растущее разочарование советского народа в послевоенных изменениях в социально-экономической сфере, которые еще не произошли. В сентябре 1949 г. - июне 1951 г. образ врага развивался и совершенствовался в связи с новыми поворотами в международных отношениях: образованием ФРГ, ГДР, победой китайской революции, началом Корейской войны, развитием военно-экономической интеграции государств Запада и Востока.
Разрядка международной напряженности помогла изменить стереотип врага. В марте 1953-мае 1954 года образ внутреннего врага был дискредитирован: многие советские люди с подозрением относились к его новому олицетворению — Л. П. Берии, после недавнего «дела врачей» и их реабилитации. Чиновники, не желающие возвращения массовых репрессий в свою среду, также не проявляли никакой активности после казни Л.П. Берии по возрождению образа внутреннего врага. Отдельные консервативные заявления в этом направлении не были поддержаны. Влияние также оказала разрядка, создавшая иллюзию долгосрочного сотрудничества между капиталистическими и так называемыми социалистическими странами, и вступление мира в эпоху научно-технической революции, которая требовала иной мотивации к высокопроизводительному труду, применение новых технологий, а не рабовладельческой власти ГУЛАГа, которая дополнялась, в том числе, использованием образа врага карательными органами. Кроме того, люди и правительства устали от первой фазы холодной войны. На фоне происходящих событий смерть Сталина является поводом, после которого советское руководство начало переход к новой политике.
Образ внутреннего врага исторически был уже не нужен, но использовался советскими спецслужбами вплоть до середины 80-х гг. В то же время постоянные конфликты сверхдержав помогали сохранить образ внешнего врага. Причиной тому были берлинские события, соперничество по корейским и немецким проблемам, а также разногласия по Индокитайскому вопросу, возникшие на Берлинской и Женевской конференциях 1954 года. Наряду с заявлениями о необходимости сохранения разрядки, сверхдержавы продолжали гонку вооружений .
По этой причине образ американского и немецкого врага-неофашиста-продолжал занимать центральное место в советской пропаганде. При этом, данный образ применялся не только во внешних, но и внутренних операциях СССР, так и за рубежом .
Причина, по которой данный образ сохранялся – вполне ясна, ведь страна долгое время находилась в изоляции: советские люди в своей повседневной деятельности не поддерживали сотрудничество с американскими и западногерманскими гражданами, политиками, не располагали значительным объемом позитивной информации о жизни за рубежом, а по этой причине не могли понять особенности советской пропаганды. Кроме того, со времен Великой Отечественной войны негативное отношение советского народа к западным немцам еще не было устранено.
Содержание и формы образа врага соответствовали политике Советского правительства и определяли его функции. В качестве основной функции образа врага выступало сохранение социального и государственного строя, господства номенклатуры в условиях «холодной войны». Образ врага в лице США был необходим пропагандистам для того, чтобы удержать население и правительство восточноевропейских стран в их геополитическом и экономическом пространстве, которые боялись возрождения германского милитаризма. Образ американского врага систематически использовался в психологических операциях во время избирательных кампаний в Италии, Германии, Франции и других странах с целью нейтрализации американской пропаганды, достижения благоприятного расклада политических сил в стране и раскола единого фронта Запада.
Для того, чтобы повлиять на общественное сознание сограждан ЦК ВКП (б) — КПСС использовал как образ внешнего, так и образ внутреннего врага. Связанные друг с другом, эти формы также имели специфические функции. Используя образ внутреннего врага, чиновники проводили политику «разделяй и властвуй», развивали взаимное недоверие и конкуренцию между гражданами, что позволяло использовать образ врага для того, чтобы сплотить лиц отчужденных друг от друга лиц вокруг правительства, ЦК ВКП(б), вождя И. В. Сталина. Такая тактика способствовала эффективному манипулированию общественным сознанием и поведением граждан, подавляла рост классового сознания советских рабочих, крестьян и низших слоев бюрократии — препятствовала возникновению предпосылок гражданского общества в СССР.
Показать больше