Фрагмент для ознакомления
2
Литература США традиционно характеризуется расовым и этническим
многообразием, что делает ее своеобразной и отличает от других национальных литератур. Проблема множественности культурных традиций в литературе вышла на первый план в середине прошлого века и дала название новому понятию - «мультикультуры». Вместе с ним возникла теория «мультикультурализма». М.В. Тлостанова, одна из первых отечественных исследователей, обратившихся к этому явлению, дала ему следующую характеристику: «весьма противоречивое междисциплинарное явление, включающее идеологические, философские, художественные аспекты, и оперирующее в сферах антропологии, социологии, политологии, экономики, историографии, педагогики, наконец, литературоведения и философии. Это явление выступает в качестве выражения и одновременно, в какой-то мере, обоснования плюралистической культурной парадигмы, ставящей задачей предложить новое “идеальное” и часто утопическое видение в соответствии или по контрасту с активно дискутируемым идеалом общества и культуры “разнообразия”».
Мультикультурализм на сегодняшний день не является характерной чертой, присущей только США. Сейчас он получает развитие практически во всех странах, отмеченных сосуществованием различных культур и этносов, не сливающихся друг с другом. Однако в силу исторических и некоторых других причин в США это явление уникально. Во-первых, развитие колоний в самостоятельное независимое государство происходило в рекордно короткие сроки. Во-вторых, в США представлены все существующие на Земле расы и множество этносов. В-третьих, американская культура всегда характеризовалась особым отношением к проблемам региональной, этнической, расовой идентификации
Рабочее определение мультикультурализма начинается с признания того, что культурное наследие нашей страны не начинается и не заканчивается интеллектуальными и эстетическими продуктами Западной Европы. Мультикультурализм отвергает модель культурной ассимиляции и социального соответствия, которая в контексте наших школ часто вытесняла афроамериканцев, латиноамериканцев и других цветных людей в культурные трущобы. Мифического плавильного котла, в котором разнообразное количество этнических предков было смешано в нерасистскую и полностью гомогенизированную смесь культур, никогда не существовало.
Ассимиляция всегда предполагала, что платой за допуск к культурной демократии Америки для расовых и этнических меньшинств была сдача тех вещей, которые действительно делали нас уникальными: наших языков и традиций, нашей еды и народных обычаев, наших религий и даже наших имен.
Культурные основы Соединенных Штатов черпают большую часть своего творчества и оригинальности из африканских, латиноамериканских, американских индейцев и азиатских элементов. Мультикультурализм предполагает, что межкультурная грамотность и осведомленность этих разнообразных групп имеют решающее значение для понимания сути американского опыта «снизу вверх».
Отчасти общая путаница в отношении концепции мультикультурализма заключается в том, что существуют поразительно разные, а иногда и противоречивые интерпретации его значения. Например, в Западной Европе, особенно в Нидерландах и Соединенном Королевстве, существует строго ограничительное и регламентированное толкование мультикультурализма. Различные этнические и расовые меньшинства, по сути, замкнуты в рамках своих соответствующих культур с упором на социальное управление реальными или возможными культурными, религиозными и социальными различиями. «Терпимость» к разнообразию - это общий знаменатель; все люди считаются равными в политическом и социальном плане, свободными следовать своим собственным уникальным ритуалам, коллективным традициям и творчеству, не опасаясь дискриминации или преследований. В пределах параметров этого типа допуска акцент делается на контурах различий в ценностях, наследии и групповом поведении различных культурных групп. Редко возникает какое-либо обсуждение связи культуры с властью, с доступом группы меньшинств к ресурсам, привилегиям и собственности, которые сконцентрированы внутри определенных элит или классов. Институциональный расизм почти не упоминается и даже не признается.
В Соединенных Штатах существует по крайней мере четыре основных интерпретации мультикультурализма, отражающих широко разнообразный этнический, расовый и социальный классовый состав нации. Афроамериканские исследования - неотъемлемая часть мультикультурной дискуссии. В очень упрощенных терминах этими противоречивыми интерпретациями являются «корпоративный мультикультурализм», «либеральный мультикультурализм», «расовый эссенциализм» и «радикальный демократический мультикультурализм» .
Корпоративный мультикультурализм стремится подчеркнуть культурное и социальное разнообразие населения Америки, делая менеджеров и руководителей корпораций более чувствительными к таким различиям, как раса, пол, возраст, язык, физические способности и сексуальная ориентация среди рабочей силы. Ряд крупных корпораций регулярно спонсируют специальные программы, посвященные дню рождения Мартина Лютера Кинга-младшего или мексиканско-американскому празднику Синко де Майо. Другие проводят «межкультурные аудиты» для своего персонала и персонала, семинары и тренинги, уделяя особое внимание осведомленности и чуткости к цветным людям, женщинам и другим людям.
Основные причины этой мультикультурной метаморфозы среди десятков крупнейших корпораций Америки можно резюмировать двумя фразами: рынки меньшинств и демография рабочей силы. Стоимость афроамериканского потребительского рынка в Соединенных Штатах превышает 300 миллиардов долларов в год; испаноязычный потребительский рынок не сильно отстает, ежегодно составляя 240 миллиардов долларов. С начала 1960-х годов исследователи-маркетологи убедительно доказали, что покупательские привычки афроамериканцев и латиноамериканцев разительно отличаются от привычек белых. Чтобы выйти на этот растущий потребительский рынок, белые корпорации теперь вынуждены делать гораздо больше, чем просто производить рекламу с участием чернокожих, американцев азиатского происхождения и латиноамериканцев, демонстрирующих свою продукцию. Мультикультурный маркетинг использует элементы культуры меньшинств, чтобы напрямую привлекать небелых потребителей.
По мере того, как общая рабочая сила становится все более азиатской, латиноамериканской, карибской и афроамериканской, на корпорации возрастает давление, заставляющее нанимать большее количество небелых менеджеров и руководителей и распространять свою продукцию через фирмы, принадлежащие меньшинствам. Конечно, нигде в дискурсе корпоративного мультикультурализма нет идеи о том, что расизм не является случайным элементом корпоративных социальных отношений. Вместо этого основная идея состоит в том, чтобы «прославлять разнообразие» всех видов и разновидностей, никого не критикуя. Тревожные понятия, такие как «эксплуатация», «расизм», «сексизм» и «гомофобия», упоминаются редко.
Либеральный мультикультурализм - это либерализм в рамках культурного разнообразия и плюрализма ».
Либеральный мультикультурализм, напротив, является откровенно антирасистским и считает само собой разумеющимся, что образовательные учреждения несут серьезную социальную ответственность за разрушение идеологии человеческого неравенства. Он искренне озабочен эстетикой, идеологией, теорией учебных программ и культурной критикой. Либеральный мультикультурализм в широком смысле является демократическим как интеллектуальный подход к деконструкции идеи расы. Но, как и корпоративный мультикультурализм, он не решает адекватно или полностью неравенство власти, ресурсов и привилегий, которое отделяет большинство латиноамериканцев, афроамериканцев и многих американцев азиатского происхождения от подавляющего большинства белых американцев, принадлежащих к высшему и среднему классу. Она не воспринимает себя как практику, теорию, которая стремится изменить реальность неравных властных отношений. Он намеренно ставит эстетику выше экономики, искусство важнее политики. Он пытается сформулировать предполагаемые интересы групп меньшинств, чтобы увеличить их влияние в существующем мейнстриме. Короче говоря, либеральный мультикультурализм - это либерализм в рамках культурного разнообразия и плюрализма. Наиболее ярким и влиятельным сторонником этой точки зрения является Генри Луи Гейтс, директор по афроамериканским исследованиям Гарвардского университета .
Третья модель мультикультурализма - это расовый эссенциализм. Здесь сторонники разнообразия хвалят артефакты, ритуалы и истории незападных людей как оригинальные, уникальные и даже превосходящие артефакты Западной Европы и белой Америки. Они сопоставляют деструктивную дискриминацию «евроцентризма» с необходимостью построения контргегемонистского идеологического и культурного мировоззрения. Для многих людей африканского происхождения это было преобразовано в культурное и образовательное движение под названием «афроцентризм». Афроцентризм, впервые разработанный в качестве теоретической концепции ученым из Темплского университета Молефи Асанте, быстро вызвал настоящий взрыв детских книг, учебных программ, культурных, исторических и образовательных учебников и литературных произведений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ващенко, А.В. Америка в споре с Америкой [Текст] / А.В. Ващенко.
– М.: Прогресс, 1988. - 64 с.
2. Попова, М.К. Национальная идентичность и ее отражение в
художественном сознании [Текст] / М.К. Попова. – Воронеж:
Воронежский
государственный университет, 2004. - 170 с.
3. Рот, Ф. Случай Портного [Текст] / Ф. Рот. – СПб.: Лимбус Пресс,
2001. - 285 с.
4. Рот, Ф. Моя мужская правда [Текст] / Ф. Рот. – СПб.: Лимбус
Пресс, 2002. - 377 с.
5. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература
США конца ХХ века [Текст] / М.В. Тлостанова. – М.: ИМЛИ РАН
«Наследие»,2000. - 400 с.
6. Тан, Э. Клуб радости и удачи [Текст] / Э. Тан. – М.: Амфора, 2007. –
416 с.
7. American Diversity. American Identity [Текст] / Ed. by Roth. - J.K.-
N.Y., 1995. - 715 p.
8. American Identities. Contemporary Multicultural Voices [Текст] / Ed.
by Pack, R. and Parini, J. - Middlebury College Press, 1994. - 204 p.
9. Everett, P. I am Not Sidney Poitier [Текст] / P. Everett. – Saint Paul,
Minnesota: Graywolf Press, 2009. – 236 p.
10. Fitzgerald, K. The Face of Nation: Immigration, the State, and National
Identity [Текст] / K. Fitzgerald. – Standford: Standford Univ. Press, 1996.
264 p.
11. Kingston, M.H. The Woman Warrior [Текст] / M.H. Kingston. – New
York: Vintage International, 1989. – 209 p.
12. Morrison, T. A Mercy [Текст] / T. Morrison. – New York – Toronto:
Alfred A. Knopf, 2009. – 167 p.