Фрагмент для ознакомления
2
Глава. Историография закамских удмуртов
Исследования можно условно разделить на следующие этапы:
Отечественная историография:
1) Дореволюционная историография изучаемого вопроса характеризуется явным интересом к жизни, быту и обрядам закамских удмуртов. Дошедшие до нас различные этнографические заметки и подробные описания позволяют в деталях воссоздать обычаи и обряды закамских удмуртов. При этом особое внимание исследователями уделялось религии удмуртов. Вероятно, ввиду ее особенности, которая одними исследователями трактовалась как «язычество», другими как «вера в единого бога», она вызывала такой интерес исследователей, что каждая 4-я публикация была посвящена религиозной тематике.
Это было справедливо и в отношении закамских удмуртов, территория проживания которых находится в северо-западных районах Башкортостана, Куединском районе Пермской, Красноуфимском районе Свердловской областей и Бавлинском районе Татарстана.
Закамские удмурты вызывают особый интерес тем, что проживая в окружении татаров и башкиров, а также находясь в зоне активного миссионерства и христианизации, они по большей части сохранили свои исконные обряды и обычаи.
Тем не менее, известны и подгруппы закамских удмуртов, которые были крещены и забыли свои первоначальные верования, были те, кто принимали ислам и примыкали к татарам. Особо интересная подгруппа – крещенные закамские удмурты, продолжившие традицию исконных верований несмотря на крещение.
Как правило, дошедшие до нас труды были составлены образованными путешественниками, краеведами, врачами и учителями. Есть также примеры сотрудничества авторов, когда один выступал для другого в качестве информанта.
Одни из первых исследователей – отце и сын П.И.Рычков и Н.П. Рычков ¬– краеведы и историки Южного Урала, составили подробное описание верований удмуртов, зафикисированное в труде «Топография Оренбургская» (П.И.Рычков, 1762). В книге отмечено различие в принятии православия различными подгруппами закамских удмуртов, описаны поминальные обряды. По некоторым деталям в описании культа можно судить о том, что удмурты уже были знакомы с православием и впитали некоторые его особенности. Также Рычков обратил внимание на особое отношение удмуртов к собакам и включение их в обрядовые традиции.
В работе Н.П. Рычкова, 1770г. раскрыты более подробно сведения о религиозных верованиях и обрядах закамских удмуртов. Автор перечисляет имена божеств пантеона, а также типы жертв, которые им полагались. Интересно описание женских божеств, которые играли значительную роль до XVIII века, а затем исчезли из пантеона.
Также Рычков описывает обряд почитания дерева-покровителя, в котором исследователи угадывают культ почитания семейных святилищ. Приведенные краткие сведения о погребальных обычаях также представляют собой ценность.
«О ежегодных празднествах и торжественных жертвах» некрещенных удмуртов из селений, расположенных по реке Быстрый Танып, писал в своих материалах П.С. Паллас в Путешествии по разным провинциям Российского государства, 1788г. Паллас также описал богов пантеона и упомянул про «нижних» богов. Помимо этого, исследователь охватил в рамках изучения цикл годовых празднеств.
Наблюдения путешественников и краеведов XVIII столетия, имеют фрагментарный описательный характер, однако, ввиду своей ограниченности представляют большой интерес для современных исследователей.
До 1890 г. можно обозначить сочинения Н.С. Попова (Попов 1813) и В.М. Черемшанского (Черемшанский 1859) относительно хозяйственной и материальной деятельности удмуртов, которая рассматривается достаточно подробно. Однако они лишь вскользь затрагивают религиозные вопросы.
В конце XIX - первой четверти XX в. появляются новые работы, описывающие религию и обряды удмуртов Бирского уезда.
Труды исследователя А.Ф. Комова посвящены верованиям удмуртов Бирского и опубликованны в «Уфимских губернских ведомостях» (Комов 1889). Автор описывает некоторые обряды, сопровождавшие рождение, свадьбу, похороны и поминки. И помимо прочего обряды, носящие ярко эротический характер, сведения о которых встречаются в современных исследованиях. Также у Комова описывается обряд похорон, в ходе которого в любой сезон для доставки тела покойного до кладбища используют сани-дровни.
Комов отмечает склонность удмуртов к переходу в ислам: «в настоящее время из двадцати деревень лишь в пяти не нарушилось языче- ство..., новая религия захватила лучшие дома..., переход усиливается» (Там же: 51).
Учителем Г.А. Аптиевым были опубликованы заметки в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» (Аптиев 1891; 1892). Неопубликованные материалы и хранятся в отделе рукописей и редких книг библиотеки Казанского университета. Г.А. Аптиев описал годовой обрядовый круг, что также будет подробно описано в монографии И.Н. Смирнова.
Сотрудничавший с Г.А. Аптиевым И.Н. Смирнов опубликовал монографию «Вотяки» (Смирнов 1890), к которой было приложено несколько удмуртских сказок. Сведения, собранные автором, были получены в ходе «полевых исследований» и поездок, часть из них получена от информанта, учителя из деревни Старый Варяж Бирского уезда (ныне с. Старый Варяш Янаульского р-на Башкортостана) Г.А. Аптиева. Данная монография представляет собой большую ценность. В ней описывается молебенный