Фрагмент для ознакомления
2
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РФ
2.1 Характеристика объекта
Обеспечение транспортной безопасности является одной из ключевых задач государства, от качества выполнения которой зависит не только сохранность жизни, здоровья людей, имущества, но и престиж отечественных перевозчиков на международно–правовой арене, что в условиях сложной внешнеполитической обстановки с экономической точки зрения является чрезвычайно важным. Очевидно, что безопасность включает не только реагирование, но и превенцию, поэтому особая роль в противодействии угрозам устойчивому функционированию транспортного комплекса отводится административному законодательству. При этом КоАП РФ предусматривает более широкий, нежели УК РФ, перечень норм (их порядка 82), устанавливающих ответственность за нарушения в области транспортной безопасности.
Объект – самостоятельный элемент состава преступления, лежащий в основе градации составов по разделам, главам и статьям, т.е. являющийся основанием внутренней классификации, позволяющей воспринимать уголовный закон как логично расположенную последовательность норм. Дорожно–транспортное происшествие – это событие, которое возникает с участием транспортного средства в процессе движения его по дороге, при котором погибли люди или ранены люди, повреждены иные транспортные средства, грузы, сооружения, либо иной материальный ущерб причинен.
Отсутствие указания на объект вызвано требованиями законодательной техники, экономией законодательных определений. Это объясняется желанием создания лаконичных законодательных формулировок. При описании нормы об объекте преступления в диспозиции следует упоминать лишь в том случае, если без такого упоминания затруднительно его установление, что в свою очередь усложняет квалификацию преступления.
К примеру, объектом уголовно–правовой охраны ст. 263.1 УК РФ является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, состояние защищенности интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Общественная безопасность является родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В соответствии с указанными выше нормативными актами, посвященными обеспечению безопасности, государство разрабатывает комплекс мер организационного, экономического, политического и правового характера, который направлен на обеспечение состояния безопасности движения и безопасности эксплуатации транспорта в качестве средства охраны жизни граждан и их здоровья, сохранности материальных ценностей, аварий, предупреждения транспортных происшествий, катастроф и крушений, уменьшения возможных их последствий.
Общим критерием, объединяющим нормы о преступлениях против безопасности дорожного движения и безопасности эксплуатации транспортных средств, служит именно родовой объект этих преступных деяний. В уголовно–правовой теории известны различные точки зрения на объект преступления. В советской науке уголовного права традиционно считалось, что объект преступления – это «охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым в результате преступления причиняется или может быть причинен существенный вред». Согласно этому подходу под охрану уголовного закона ставятся исключительно общественные отношения.
Видовым (групповым) объектом преступных деяний, предусмотренных главой 27 УК РФ, являются общественные отношения, которые обеспечивают безопасность движения и безопасность эксплуатации транспорта. «Общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, это специфические общественные отношения, они обусловлены социальной жизнью, во всем ее многообразии. Эти общественные отношения, прежде всего между людьми (участниками дорожного движения), и они неразрывно связаны с их деятельностью и поведением». Федеральным законом безопасность дорожного движения определяется в качестве состояния данного процесса, которое отражает степень защищенности участников от ДТП и их последствий.
При разрешении этой категории уголовных дел необходимо иметь в виду, что на обеспечение порядка и безопасности дорожного движения направлены: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» содержащий как основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к которым законодатель в первую очередь относит приоритет жизни граждан и их здоровья, которые участвуют в дорожном движении, над хозяйственными результатами экономической деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, которые в дорожном движении участвуют, так и права участников дорожного движения и их обязанности.
Ряд специалистов понимают и рассматривают дорожное движение в качестве сложной динамической системы, которая состоит из трех взаимосвязанных элементов: дорога, транспортное средство, человек. Очевидно, что состояние дорог, их разветвленность и качество является одним из показателей уровня развития государства.
В качестве основного непосредственного объекта дорожно–транспортных преступных деяний является выступает безопасность движения и эксплуатации механических транспортных средств различного назначения.
Дополнительным непосредственным объектом является жизнь людей и их здоровье, в любой форме.
При этом понятие непосредственного объекта, с одной стороны, указывает на реальные явления социальной действительности (безопасность дорожного движения и безопасность эксплуатации транспортных средств), которое затрагивается преступным деянием или им могут быть затронуты, с другой стороны, непосредственный объект представляет собой юридическую модель, которая выступает в качестве внешнего выражения того или иного законодательного решения.
Сказанное позволило некоторым авторам, в частности, В.С. Егорову выделять основной объект – «общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения» и дополнительный – «жизнь или здоровье человека».
Автотранспортные преступления посягают прежде всего на нормальную работу автотранспорта, а также на безопасную работу автотранспорта. Преступные деяния в сфере дорожного транспорта (ст. ст. 264, 266, 268 УК РФ) сходны между собой с той точки зрения, что все они, так или иначе, совершаются при использовании механических транспортных средств, поэтому предмет преступного деяния при их квалификации обязателен. Именно предмет преступного деяния выступает в качестве признака, который характеризует объект преступления.
Потерпевшими выступают водители, пассажиры, пешеходы и другие лица, ставшие участниками ДТП.
С. Проценко, исходя из конструкции соответствующих норм УК РФ, полагает, что «наряду с непосредственным основным объектом (собственностью, жизнью, здоровьем) предусмотренных в них преступных деяний необходимо выделять и дополнительный объект. Его статус определен действующими на транспорте правовыми актами о безопасности движения и (или) эксплуатации транспортных средств». Эта посылка приводит его к вопросу: «а нужна ли вообще в такой редакции гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», если существующее законодательство предусматривает специальную систему правовых норм, которые регламентируют уголовно–правовую охрану как личности, так и собственности? Думается, что нецелесообразным является в нынешней редакции сохранение системы норм о транспортных преступлениях. Следовательно, говорить нужно о такой модернизации уголовного законодательства, которая дала бы возможность поставить на первое место уголовно–правовую охрану отношений общественной безопасности в сфере движения и (или) эксплуатации транспорта».
Однако основным и непосредственным объектом данного деяния является как раз не жизнь и здоровье человека, а безопасность дорожного движения. В частности, как отмечает проф. А.И. Коробеев, «в качестве непосредственного объекта данного преступления выступает безопасность функционирования (эксплуатации и движения) тех механических транспортных средств, о которых идет речь в примечании к ст. 264 УК.
В качестве косвенного подтверждения данного вывода может служить дефиниция понятия «безопасность дорожного движения», которая содержится в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196–ФЗ «О безопасности дорожного движения». Данный законодательный акт поднимает под безопасностью дорожного движения такое состояние этого процесса, которое отражает степень защищенности его участников от ДТП и последствий таких происшествий».
Определение объекта рассматриваемого преступления как ПДД и эксплуатации транспортных средств позволяет решить проблему отграничения от смежных составов данного преступления. Данные проблемы, в частности, возникают в процессе квалификации действий лиц, которые нарушают правила эксплуатации самоходных машин.
Для правильной квалификации этих действий в качестве исходного момента служит положение о том, что нарушения правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при производстве различных видов работ (сельскохозяйственных, погрузочно–разгрузочных, ремонтных и т.п.) посягают на другие объекты (здоровье человека, жизнь человека, безопасные условия труда) и по ст. 264 УК РФ поэтому квалифицироваться не могут. Лицо, которое управляет сельскохозяйственной, самоходной специальной машиной, по смыслу нормы ответственность по этой статье может нести лишь если преступное деяние связано с нарушением правил безопасности движения и безопасности эксплуатации транспорта. Если же указанным лицом нарушены правила техники безопасности, производства определенных работ или иные правила охраны труда, то его действия должны быть квалифицированы за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях – за преступления против жизни граждан и их здоровья.
Итак, объект рассматриваемого преступления – безопасность движения и безопасность эксплуатации транспортных средств, как нормативная категория. Дополнительный объект – жизнь и здоровье участников дорожного движения, попавших в ДТП.
Предмет – механические транспортные средства. Объективная сторона выражается в нарушении ПДД или нарушении эксплуатации транспортных средств, повлекшие наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью, смерти одного или нескольких лиц.
2.2 Характеристика объективной стороны
Объективная сторона представляет собой внешнее выражение преступного деяния. Объективная сторона преступного деяния включает в себя совокупность таких признаков, как:
а) нарушение правил безопасности движения или безопасности эксплуатации механических транспортных средств;
б) наступление тех или иных последствий;
в) причинную связь между фактом нарушения правил и последствиями, наступившими в результате такого нарушения.
На данный момент среди последствий транспортных преступлений, выступающих обязательным признаком их объективной стороны, в большинстве случаев (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 268 УК РФ) называются лишь наступление смерти человека или причинение тяжкого вреда его здоровью, а также крупный ущерб.
Объект рассматриваемого преступления – безопасность движения и безопасность эксплуатации транспортных средств, как нормативная категория. Дополнительный объект – жизнь и здоровье участников дорожного движения, попавших в ДТП. Предмет – механические транспортные средства.
Объективная сторона выражается в нарушении ПДД или правил эксплуатации транспортного средства.
Показать больше