Фрагмент для ознакомления
2
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЁЖИ
Понятия ‘ценность" и "ценностная ориентация" в настоящее время используются различными социальными агентами с различными намерениями, как считают авторы Волков Ю.Г., Добренков В.И. Хотя существует относительный консенсус в интерпретации данных понятий, существует также много неясностей, двусмысленностей и противоречий. Эта неопределенная ситуация обусловлена как наличием различных значимых регистров понятий ценности и ценностной ориентации, так и референтных вариантов оценки упомянутых явлений.
Ценностная ориентация, по мнению Баевой Л.В. - это действие, направленное на установление направления, определение эффективных способов, которым следует следовать при определенных обстоятельствах, чтобы приобрести факты, идеи, явления, отвечающие социальным требованиям и потребностям общества, порождаемые ими идеалы формируют наиболее подходящее, адекватное отношение, которое придает цену объекту/действию, выражаемому через поведение. Это широкое определение может быть объяснено с точки зрения внутренних и специфических характеристик объекта, а также фактов, принципов человеческого существа с акцентом на социальные потребности и общие принципы, определяющие социальную жизнь, как считает Давыдова А.
Понятие ценности является фундаментальным понятием для психологии и философии. Понятие ценности молодежи с психологической точки зрения было рассмотрено Карпушиновй Л.В.
Автор считает, что феномен ценности молодежи - это психический феномен, чувство, сопровождающее суждение, которое стремится достичь цели в различных формах. Но человек устанавливает разные ценности в зависимости от внешних обстоятельств или своего духовного положения. Автор выделяет большое количество и разнообразие ценностей, которые могут быть классифицированы по определенным критериям (обоснованность, качество, субъект, мотивы, объект, психические способности и область их использования), устанавливая гармоничную иерархию ценностей.
Фомченкова Г.А. утверждает, что разнообразие ценностей не является признаком анархии, поскольку их можно сгруппировать или классифицировать по определенному критерию, устанавливая таким образом гармоничную иерархию ценностей.
С точки зрения социологических подходов Т. Парсонс определяет ценности как "конечную движущую силу" действий индивидов и коллективов, как определяющие элементы социальной жизни. Отсюда и способ определения их проявлений, как по поведению, так и по установкам, причем последнее является прямым выражением ценностей.
Интерес к ценностным основам личности и общества в целом всегда обострялся на грани эпох, в кризисные, переломные моменты человеческой истории, потребность в понимании, что, естественно, требовало обращения к проблеме этических ценностей. Радикальные изменения в социальной системе и изменения в российском обществе за последнее десятилетие привели к необходимости переоценки важности многих основных ценностей. Социальные изменения, которые сделали необходимым принятие ответственности за свою судьбу каждым членом общества, приводят к постепенному формированию в общественном сознании новой системы ценностей. Молодые люди, вступившие в жизнь, которые больше не были связаны со старыми ценностями, не полностью приняли ценности либерально-демократического общества. Ценность для человека - это все, что имеет для него определенное значение. Структура ценностных ориентаций сложна и неоднородна, двойственность источников их развития, разнообразие выполняемых ими функций определяют наличие моделей формирования ценностей, которые различаются по критериям, лежащим в их основе. Функции значений разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимо для поддержания общественного порядка и функционирования в качестве механизма социального контроля. Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является старший подростковый возраст. Подростковый возраст - это период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, влияющих на формирование характера и личности в целом. Процесс формирования ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с разнообразными формами поведения, взглядами и идеалами.
Современное общество состоит из различных контркультур и субкультур, подсистем, регионов, социальных слоев, этнических меньшинств, социальных движений, групп образа жизни и среды. Это, а также стремление к индивидуальной автономии и личностному развитию способствуют плюрализации, а иногда и противоположному разделению системы ценностей. Этим можно объяснить трудности эмпирически-аналитического определения системы ценностей, имеющей значение для общества в целом.
Ценности служат для компенсации и снятия этой неопределенности. Они обеспечивают человеку безопасность и опору в обществе и служат для осмысленной легитимации и обоснования многочисленных и конкретно выраженных социальных норм, существующих в обществе. Нормы, в свою очередь, оправдывают и согласовывают поведение человека в обществе в различных ситуациях повседневной жизни. Поскольку социальные нормы связаны с санкциями, ценности также косвенно подпадают под социальные санкции. Ценности используются в качестве мировоззренческих и идеологических инструментов легитимации, в том числе для завоевания, укрепления или ослабления господства и власти. Ценности играют решающую роль в определении и определении формирования и формирования социальных и культурных институтов и объективаций и, в свою очередь, оказывают закрепляющее или, конечно же, преобразующее влияние на существующие ценности. Во время социализации ценности, связанные с нормами и ролями, усваиваются и выражаются в личных ценностных ориентациях. Они, в свою очередь, оказывают решающее влияние на более конкретные, ориентированные на практическую жизнь взгляды, интересы, представления о смысле, предпочтения, желания и надежды. В результате такого переплетения и интернализации немногие осознают, что его собственные индивидуально-субъективные цели и личные мотивы в большинстве своем сформированы под влиянием пережитых и усвоенных ценностей. Именно из-за этого "отсутствия осознания ценности" сила управления и влияния ценностей часто не воспринимается, игнорируется и недооценивается/
В современных условиях прослеживается трансформация системы ценностей, выражающаяся в изменении шкалы жизненных ориентаций в сторону снижения значимости социальной сферы и повышения значимости индивидуалистических ценностей. Однако есть и положительный аспект: формирование независимой личности, активно стремящейся к самореализации. Есть и негативный момент, в частности, потребность человека трансформируется не только в желание быть нужным людям и обществу, но и в игнорировании смысла жизни в социально значимой работе. К сожалению, современное отечественное образование отошло от обозначенных позиций, от сфер воспитания духовной составляющей личности через деятельность, от фундаментальных ценностей человеческого существования - Истины, добра и красоты, а именно знаний, искусства и морали [5]. Но проблема может быть решена, если образование, как социальный институт, будет базироваться на концепциях, основанных на "творческих" компонентах, которые формируют творчески развитую личность, ее духовную сферу.
Конечно, социальные изменения и кризис, происходящие в современном обществе, повлияли и на образовательный процесс. Это проявилось в девальвации знаний, снижении профессионального и культурного уровня, в воспроизводстве физических и духовных сил и, как следствие, разбалансировало социальную систему. Молодой человек, вытесненный из сферы первичного производства в сферу потребления, занял социальную нишу "потребителя", а не "человека-творца", что привело к негативным тенденциям, выраженным в [9]:
а) изменения в ценностях, подразумевающие деформацию шкалы ценностей, утрату моральных критериев поведения, проявляющиеся в усилении материальных и ослаблении духовных ценностей. В социальном плане это приводит к двойственному процессу духовного производства и духовного потребления других норм права, морали, этических норм, включая трудовые, укреплению потребительской индустрии и формированию потребительского менталитета, с угасанием культурных устремлений;
б) ослабление коллективизма и рост индивидуализма, ведущие к доминированию личных интересов и личного богатства над интересами общества. Это подтверждает изменение направления основного вектора жизненных установок: с социального на индивидуальное, что впоследствии может привести к конфликту между личным и общим богатством;
в) радикальное изменение личностных смыслов молодого человека, которое формируется в узкопрагматичной образовательной среде, что является причиной потери смысла жизни и ценностных ориентаций, факторов выбора социальных идеалов. Но есть и положительный момент: экономический рационализм, индивидуализм и соперничество пробуждают активность, независимость, расширяя границы развития способностей и креативности, способствуя формированию субъектности личности [7];
г) формирование "специфических" жизненно важных общечеловеческих ценностей у молодежи. Здесь проблема заключается в невозможности повышения роли духовного фактора, его значимости в экстремальных кризисных ситуациях (как пример, получение качественных знаний при дистанционном обучении). Важно помнить, что в условиях неопределенности, как правило, выживает человек, имеющий сформированный духовный мир и устойчивые жизненные ориентации, который "должен быть сосредоточен на саморазвитии, повышении своего социального статуса за счет освоения культурных достижений, повышения духовности, интеллекта, значимости в жизни общества". общество" [8]. Такой социокультурный тип личности обладает способностью "свободно" перемещаться во многих сферах социальной системы.
Поскольку современная молодежь находится в условиях динамизма и высокого уровня нестабильности многих социальных структур, размывания социальных ролей и границ социальных статусов, для нее характерен такой этап в развитии стратегической ориентации, когда "выбор жизненной стратегии и ее конструирование осуществляются на основе субъективного рефлексивного позиция: осознание человеком рациональных и иррациональных основ собственной жизни" [9]. В такой ситуации уместно поговорить о проблеме институционализации института образования. Чтобы подтвердить наше утверждение, мы приводим результаты социологического исследования.
Формирование ценностей внутри личности невозможно без социального окружения, без процесса социализации, который начинается практически с самого рождения. Г. Андреева считает, что в процессе социализации участвует ряд общественных институтов, включая семью, школу, средства массовой информации, государственные учреждения, но одна из самых фундаментальных ролей принадлежит семье [3].
Российский ученый Добреньков В.И. определил социализацию как процесс усвоения социального опыта, приобретения норм, знаний, ценностей [11]. Д. Леонтьев отмечает что процедура преобразования ценностей из социальной среды в ценности системы личности обязательно подразумевает сдвиг от ценностей социальной группы к ценностям личности (что требует интернализации, осознания) и переход от индивидуальной структуры мотивации (основанной на потребностях) к ценностно-ориентированной структуре. По мнению этого ученого, личностные ценности представляют собой “сохраняемые отношения с миром, обобщенные через опыт социальной группы”. Л. Карпушина исследовала структурные изменения личностных ценностей подростков и молодых людей в университетах в соответствии с возрастным критерием. Результаты показали, что у 17-летних преобладают гуманистические ценности, в то время как у молодых людей старше 20 лет приоритет приобретают прагматические ценности. Исследователь отмечает, что для 17-летних испытуемых женского пола важно не просто взаимодействовать с социальным окружением, но и относиться к признанию и уважению, что характерно для данного возраста. Драматические изменения происходят в испытуемых 18-19 лет – значительно преобладают прагматические ценности: престиж, достижения, материальное благополучие, сохранение идентичности. Л. Карпушина обнаружила, что у старшеклассников чаще преобладают гуманистические ценности, такие как самоотдача, духовное удовлетворение, творчество, социальные контакты. Такие результаты также выявляются у студентов первого курса первого уровня (бакалавриат) [17], [18].
Однако через социализацию в процессе обучения в вузах наряду с аксиологической ориентацией личности происходит переоценка взглядов, мировоззрений. Начиная с 20-летнего возраста большинство молодых люди выражают свой кризис идентичности, снижая ценности в нескольких сферах жизни и возвращаясь к гуманистическому направлению. В возрасте 20 лет ценности личности относятся к латентным переменным с обратными знаками, а именно, человек использует неконфликтное, не претенциозное общение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Афанасьев, В.В. Социология истории: учебное пособие / В. В. Афанасьев. – Москва: Инфра-М, 2016. – 237 с.
2. Баева Л.В. Экзистенциальные и этические ценности в информационную эпоху. Журнал человеческих ценностей. - 2014. - № 1. С. 33-43.
3. Барков, С.А. Социология организаций: учебник / С. А. Барков, В. И. Зубков. – Москва: Юрайт, 2016. – 413 с.
4. Батурин, В.К. Социология: учебник для бакалавров / В. К. Батурин, И. В. Батурина. – Москва: Юнити-Дана, 2016. – 311 с.
5. Бурмистрова С. А. История развития теории интереса: дореволюционный период. Вестник ЮУРГУ, серия “Право” – 2017 - №17(3). С. 27-33.
6. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 511 с.
7. Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие / В. И. Гараджа. – Москва: Инфра-М, 2016. – 303 с.
8. Горелов, А.А. Социология: учебник / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2016. – 356 с.
9. Давыдова А. Динамика личностных ценностей учеников старших классов. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2020 - № 1(23) С. 61–69.
10. Дж. Грэм, Дж. Хайдт и С. Э. Римм-Кауфман, Идеология и институты в моральном воспитании / Европейский журнал науки о развитии – 2018 - № 2(3) – С. 269-286.
11. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – Москва: Инфра-М, 2017. – 623 с.
12. Ерещенко М.В., Зубарева Е., Зубарева С. Академическое обучение с использованием социальных сетей: межсистемный анализ. 13-я международная конференция по технологиям, образованию и развитию - 2019. - С. 5895-5899.
13. Завала М., Голден Н.А. Прообраз альтернативных миров: органическая критическая грамотность и социокультурные революции. Культуры знаний. - 2016. - № 4(6). С. 207-227.
14. Зубарева С. Социокультурная идентичность цифрового поколения в 21 веке: культурно-философский анализ. Конспекты лекций по сетям и системам. – 2020 - № 131. С. 960-968.
15. Зубарева С., Зубарева Е., Пазина Л. Идентификация профессиональной компетентности студентов на основе больших данных и цифровых следов на основе анализа больших данных и системы электронного контроля. 2-я международная конференция по технологическому усовершенствованию обучения в высшем образовании (TELE) - 2022. Стр. 277-280.
16. Карпушина Л.В., Капцов А.В. (2009). Психология ценностей российской молодежи: монография. Самара: «Изд-во СНЦ РАН». 252с.
17. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Структура личностных ценностей. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». -2007 - № 1, c. 61–67.
18. Легостаева И.В., Динамика жизненных ценностей студенток: социокультурный подход. Академия будущего, 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.88 (Дата обращения: 16.03.2015)
19. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, - 2019 - 487с.
20. Руденко А.М. Социально-бытовые ценности осмысленной жизненной интенциональности человеческого существования. Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 3. С. 165-172.
21. Савин-Баден М., Берден Д. Цифровое бессмертие и виртуальные люди. Постдигитальная наука и образование. - 2018. - № 1(1). с. 123.
22. Тазапчиян Р.М., Ерещенко М.В., Шаповалова Е.Ю., Рогачева Т.Д. Критерий успешности коммуникативного акта. 5-я международная междисциплинарная научная конференция по социальным наукам и искусству. - 2018. С. 651-656.
23. Фомченкова Г.А. Духовная сфера современной молодежи: угрозы и проблемы безопасности, Смоленск: ВА ВПО Вооруженных Сил РФ – 2015 - с. 105-110.
24. Фомченкова Т.М, Новикова Т.В., Молодежный экстремизм в контексте проблем идеологии, в: Европейские труды по социальным и поведенческим наукам, Европейское издательство, 2020. С. 331.