Фрагмент для ознакомления
2
ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, МОШЕННИЧЕСТВУ, ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ В РОССИИ.
Механизм противодействия коррупции, мошенничеству и отмыванию доходов, полученных преступным путем, можно охарактеризовать как непрерывно действующую, постоянно обновляющуюся систему.
Одно из первых мест в этом механизме занимает система правовых норм в интересующей нас области: нормативно-правовые акты, предписания, регламентирующие предотвращение коррупционных и иных отношений, юридическая техника, а также формы реализации правовой практики, способствующие снижению роста коррупции, мошенничества и легализации.
В настоящее время основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой теме являются: Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N273-ФЗ; Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7.08.2001 N115-ФЗ, а также действующий Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N63-ФЗ. Данные нормативные акты регулируют общественные отношения между гражданами, гражданами и государственными (муниципальными) служащими, должностными лицами и РФ, содержат нормы об обязательном декларировании доходов должностных лиц, об обязанности должностных лиц сообщать в правоохранительные органы о даче взятки и др.
Стоит отметить, что выше перечисленные нормативно-правовые акты постоянно усовершенствуются, приспосабливаясь к условиям изменяющейся действительности. Рассмотрим на примере статьи 159 УК РФ: Изначально в УК РФ лица, вина которых была доказана, подлежали наказанию, предусмотренному ст. 159 (Мошенничество). Но за последние годы увеличилось количество преступных деяний, которым требуется несколько иная квалификация: Появилась возможность оформлять и получать кредиты дистанционно, через мобильное приложение или личный кабинет, без предоставления дополнительных документов, в связи с чем возросло количество хищений в сфере кредитования, которые не подходили под статью 159, так как отсутствовал факт обмана или злоупотребления доверием. Тогда в законодательстве появилась статья 159.1. Итак, мы видим, что механизм противодействия постоянно совершенствуется, появляются новые составы преступлений, новые субъекты и тд., тем самым предотвращая совершения новых преступлений. Возможно, скорость реакции законодателя не такая быстрая, как этого требуют жизненные реалии, так как до того, как деяние будет считаться преступным на уровне закона, образуется некая систематичность и множественность этого деяния, и действия, совершенные до вступления изменений законодательства в силу останутся безнаказанными, тем не менее, по моему мнению, на все противоправные деяния законодательные органы реагируют своевременно, тем самым пресекая новые преступления и правонарушения.
Еще одним звеном системы механизма противодействия коррупции, мошенничеству и легализации является открытость власти, ее контроль со стороны граждан. Но нужно отметить, что для осуществления этого контроля необходима заинтересованность каждого гражданина. В настоящее время у большинства ведомств есть порталы, личные кабинеты и тд., где можно оставить отзыв о работе, в том числе в сфере противодействия коррупции. Сюда же мы можем отнести общественный контроль, осуществляемый Общественными Палатами-консультативно-совещательный орган, созданный в 2005 году. Так, Общественная палата Свердловской области осуществляет общественный надзор, в том числе за проведением выборов, чтоб обеспечить максимальную прозрачность данной процедуры и ни у кого не оставалось сомнений в честности проведения выборов. Вообще, общественный контроль мог бы быть довольно рабочей частью механизма противодействия преступлениям, если бы каждый гражданин был заинтересован в этом. Но например, дача (получение) взятки- деяние двусторонне наказуемое и при этом двусторонне аыгодное (т.е. обе стороны получат какую-либо выгоду: денежные средства, услугу, продвижение по службе и тд), по этой причине у данного преступления высокая латентность .
В целом, если оценивать уровень экономических преступлений в Свердловской области, то в 2022 году было совершено 2205 преступлений экономической направленности, что на 19% ниже, чем в 2021 и составляет 4,2% от общего числа преступлений. Рассмотрим статистику прилежащих областей: в Пермском крае в 2022 году зарегистрировано 1852, что примерно равно количеству совершенных преступлений за 2021 год и составляет 2,5% от общего числа преступлений. В Челябинской области за 2022 год зарегистрировано 2855 экономических преступлений, что менее чем на 1% ниже, чем в предшествующем году и составляет 4,5% от общего числа преступлений. По количеству экономических преступлений Свердловская область занимает 14 место среди субъектов Российчкой Федерации.
На основании представленных данных мы можем сделать вывод о снижении экономической преступности в регионе практически на четверть, хотя в прилежащих регионах такого спада преступности не наблюдается. И хотя, как мы выяснили ранее, статистика не в полной мере отражает ситуацию в виду высокой латентности экономических преступлений, мы не можем не заметить значительное снижение преступности. На основании этого можно сделать вывод о положительном действии механизма противодействия коррупции, мошенничеству и легализации денежных средств, а также о том, что механизм, используемый в Свердловской области, работает: деятельность общественных организаций, антикоррупционная пропаганда, совершенствование законодательства в сфере декларирования доходов: все это ведет к улучшению статистических показателей
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, МОШЕННИЧЕСТВУ, ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ, В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Одной из главных проблем общества, как в более раннее, так и в современное время, является коррупция, замедляющая экономическое развитие государства. Основной причиной такого роста преступлений является высокая латентность, так как оба субъекта: взяткодатель и взяткополучатель заинтересованы в том, чтоб их деяние не было раскрыто . Нередко коррупционные преступления составляют основу другой группы преступлений: отмывание доходов , полученных преступным путём. В настоящее время у правоохранительных органов нет единой методики противодействия легализации , что усложняет выявление и пресечение таких преступлений. Если обратиться к статистике, то она свидетельствует о том, что за 2022 год совершено 886 преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, что составляет менее 1% от общего числа преступлений . Однако, необходимо заметить, что статистика отражает только факт преступления, которое было обнаружено, но сколько подобных преступлений было совершено на самом деле, выявить крайне трудно .
В настоящее время одним из основных направлений антикоррупционной и иной деятельности является общественный контроль, что подтверждается тем фактом, что Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, в котором предписано повысить эффективность работы субъектов общественного контроля . По данным Департамента внутренней политики Свердловской области на 1.12.22 в указанной области действуют 110 субъектов общественного контроля: Общественная палата региона, 71 муниципальная общественная палата, 33 общественных совета при исполнительных органах власти, 5 общественных советов при администрациях