Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I КОЛОРИСТИКА ЛИРИКИ С.А. ЕСЕНИНА
1.1.Разнообразие цвета в поэзии С.А. Есенина
Цвет можно назвать особым языком, который увеличивает символическое и образное звучание текста. В литературе цвету придавали большое значение ещё со времён её начинания. В Библии, в древних летописях, в средневековых сказаниях, – всюду можно найти лексические цветовые обозначения или цветовые доминанты, несущие различные функции.
Цвет был и остаётся важнейшей частью литературного произведения и в новое время, и в наши дни. В.Н. Топоров отмечал, что начало ХХ века оказалось наполненным «поисками способов проникновения в мир «несказуемого», поисками возможностей выражения предчувствий или переживания сверхприродной реальности» .
Свет, красота и цвет всегда очень много значили и в христианской и дохристианской культуре. Такие выдающиеся учёные, как А. Потебня, А. Афанасьев и др. доказывали, что лексема «красота» связывается с лексемами «свет» и «огонь», что означало не только наполненность их пространства светом, но и ту важность, которую он играл в их мировосприятии .
Постепенно, вместе с эволюцией общества, цвета наполнялись символическим значением. Так, издавна принято считать белый цвет символом невинности, чистоты; красный – любви или победы; золотой – благородства; чёрный – тьмы и т.д.
Однако у писателей универсальные цветовые обозначения могут приобретать иную семантическую наполненность. В.Н. Серов пишет: «Цветовые эпитеты являются результатом интуитивного художественного отбора» . Выбор и трактовка цвета могут быть связаны с национальной спецификой, эпохой или художественным направлением. Но в литературе определяющим фактором в цветовом предпочтении является индивидуальность. Так зачастую возникают целые цветовые концепции у отдельных писателей. В.О. Борзых пишет по этому поводу: «В литературоведении известно оригинальное восприятие цвета В. Хлебниковым и поэтами его круга, трепетное отношение к бирюзово-лазурным оттенкам А. Белого и С. Есенина, “малиновые” мелодии М. Цветаевой, “желтизна” Петербурга в колористике Ф. Достоевского, чёрно-белая палитра А. Ахматовой и Джека Лондона, зловещая чернота Э. По (“Чёрный кот”)» .
С полной уверенностью можно утверждать, что у С.А. Есенина существовала собственная цветовая концепция, основанная на поразительном разнообразии, многоцветье, тенденцией к сочетанию тонов и полутонов.
В целом же можно сказать, что цвет в художественном произведении обычно выполняет следующие функции:
формирует символ;
формирует смысл;
создаёт настроение;
создаёт описание.
Изучение цвета в лирике С.А. Есенина необходимо для её понимания, т.к. поэт мыслил цветом, цветовыми образами. Эта тенденция проявилась уже на самом раннем этапе его творчества. Например, в стихотворении 1910 года «Там, где капустные грядки», состоящем всего из четырёх строк, цвет возникает во второй и четвёртой строке:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт .
Автору удалось, несмотря на минимальный формат, словесно нарисовать удивительную метафорическую картину, в которой цвет создаёт сказочность, необычность происходящего. Льющийся красный цвет восходящего солнца выступает здесь в роли плодородного начала; «зелёное вымя» клёна, предстающего в есенинском стихотворении в женском образе – образе матери – увеличивает яркость палитры этого четверостишия.
Глаз поэта, чуткий к живописи, улавливал различные оттенки, а не только целостные цвета. Стремясь воспеть красоту родного края, С.А. Есенин не скупился на краски. Так, в стихотворении «Дымом половодье» (1910) пейзаж рисуется при помощи ярких и насыщенных цветов: жёлтого, рыжего, синего.
Как и всегда, в поэзии С.А. Есенина сильно метафорическое начало:
Жёлтые поводья
Месяц уронил .
Автор не просто описывает жёлтый цвет месяца, а через действенный образ, нетривиальную метафору, позволяющую представить картину во всей её красочности. Дальнейшее цветообозначение реализовывается в ещё более необычном контексте:
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.
Осенний, пронизанный светом пейзаж, расцвечивается ярко-рыжими стогами, которые у лирического героя вызывают ассоциацию с церквами, стоящими именно у прясел (то есть возле участков крепостной стены). Так возникает образ Древней Руси, нерушимой в своей вере и красоте – и всё благодаря цвету и большому метафорическому мастерству, указывающим на мощный талант молодого поэта.
При помощи цвета автор обозначает переход от дневного времени суток к вечернему:
Чёрная глухарка
К всенощной зовёт.
Чёрный цвет является здесь очень выразительным штрихом, намекающим на то, что в душе героя таится некая печаль, скорбь, что подтверждается завершающей строфой:
Роща синим мраком
Кроет голытьбу…
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
В палитре данного стихотворения возникает новый цвет – синий, дополнение к которому в виде лексемы «мрак» обозначает, что он тёмно-синий. Это цветообозначение не только подчёркивает смену времени суток, но и выступает в качестве волшебного средства, способного замаскировать какие-либо неприглядные стороны бытия.
Особенно часто встречается в ранней поэзии С.А. Есенина алый цвет. Он встречается как в описаниях природы, так и описаниях женских образов. Например:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари .
Для лирического героя алый цвет является предвестником радости, скорого любовного свидания. Для усиления этого эффекта используется контрастный приём описания противоположного по сути настроения с плачущими птицами. В финале возникает авторский неологизм на основе лексемы
Показать больше