Фрагмент для ознакомления
2
соглашения о ГЧП (МЧП) и другие модели инвестиционного соглашения. Концессия составляет более 50 % от всех рассматриваемых проектов .
В Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве» от 13.07.2015 N 224-ФЗ данный механизм трактуется, как юридически оформленное соглашение на определенный срок, созданное на организации ресурсов и разделении рисков сотрудничества, с одной стороны, публичного партнера и, с другой стороны, частного партнера. ГЧП осуществляется в целях привлечения в отрасли экономики частных инвестиций, чтобы обеспечить доступность и повысить качество товаров, работ и услуг, обеспечение которыми потребителей определено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В научной литературе выделяется ряд признаков, определяющих сущность и принципы функционирования ГЧП:
двухстороннее партнерство со стороны государства (в лице федеральных или региональных органов власти) и частного бизнеса;
четкая фиксация основных положений партнерства в официальных документах, имеющих юридическую силу (в договорах, контрактах и т.д.);
равноправный взаимовыгодный характер партнерства, обеспечивающий достижение основных целей деятельности его непосредственных субъектов;
наличие общности целей государства и частого бизнеса в комплексе с четко определенным государственным интересом;
распределение финансовых и других рисков и расходов между сторонами партнерства;
обоюдное участие сторон партнерства в распределении полученных результатов;
обоюдные вклады государства и частого бизнеса как сторон партнерства в достижение общих целей.
Кроме того, Холодная Н.Д. указывает, что ключевым признаком ГЧП, отличающим его от других форм взаимодействия государства и бизнеса (например, от аренды или поддержки бизнеса в условиях кризиса), является его долгосрочный характер .
Таким образом, следует заметить, что именно «контрактная форма привлечения бизнеса» не является необходимым требованием ГЧП: например, существует и его долевая форма. Кроме того, финансовая или инвестиционная поддержка бизнеса также не может рассматриваться как сущность ГЧП. Так, инвестиционная деятельность ориентирована на получение прибыли, в то время как для государства при реализации государственно-частного партнерства нужен его социально-экономический эффект. Взаимодействие же государства и бизнеса должно быть долгосрочным, взаимовыгодным, и порядок слов в термине не указывает на приоритет именно государственных интересов.
Кроме того, на практике при ГЧП происходит передача части государственных задач частному бизнесу, предусматривая равные возможности в распределения прав, выгод и рисков.
Поэтому с точки зрения авторов, под сущностью ГЧП как бизнеса понимается равное распределение прав, рисков и выгод в отношении социально значимых или имеющих высокую государственную значимость проектов .
Таким образом, ГЧП – это форма долгосрочного и взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса по использованию различных видов создаваемого или модернизируемого, в результате такого партнерства, имущества, а также работы, услуги, находящиеся в сфере социальной значимости интересов. Следует заметить, что если объектом такого сотрудничества будет и третья сторона, являющаяся:
некоммерческой организацией, преследующей цель решения экономических, этнических, культурных и других проблем гражданского общества, то такое взаимодействие можно квалифицировать как публично-частное партнерство (где государство и некоммерческие организации выступают как публичные институты);
органом местного самоуправления, преследующим цель решения вопросов местного значения муниципального образования, то это взаимодействие можно квалифицировать как муниципально-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство ориентировано на развитие спортивной инфраструктуры, расширение сети физкультурно-спортивных организаций. Эффективное взаимодействие государства с субъектами малого и среднего предпринимательства позволит не только развивать сеть объектов спорта, но и акцентировать внимание на публичных услугах в области физической культуры и спорта. В этой связи остаются актуальными вопросы практической реализации комплекса мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи с выделенными положениями, ГЧП в сфере спорта может рассматриваться как двухстороннее долгосрочное сотрудничество между государством и субъектами бизнеса в рамках проектов (имеющих государственное и общественное значение), создающихся с помощью использования механизмов экономики и права.
Потенциальные субъекты бизнеса – участники ГЧП применительно к индустрии спорта, представлены в табл. 1.
Следует отметить, что формирование процесса ГЧП основывается на сбалансированном распределении рисков (которые объективно существуют) между всеми его участниками. При этом каждый субъект частного бизнеса принимает только те риски, которые он способен контролировать лучше, чем его партнеры по ГЧП. Существующее распределение рисков формирует уровень ответственности участников ГЧП и соответствующие формы фиксации основных положений партнерства.
Таблица 1. Потенциальные субъекты бизнеса - участники ГЧП
Стоит отметить, что проекты ГЧП в социальной сфере реализуются в форме концессионных соглашений в силу наличия широкого практического опыта использования данной модели во всех отраслях экономики, а также наличия отработанного законодательства в плане использования концессий. Все объекты, построенные по концессионному соглашению, после сдачи в эксплуатацию регистрируются как государственная собственность . Преимущества и недостатки модели концессионного соглашения представлены в таблице 2.
Таблица 2. Преимущества и недостатки модели концессионного соглашения при реализации проектов в сфере физической культуры и спорта
Проведенное исследования позволяют утверждать, что ГЧП в сфере спорта, привлекательно, т.к. предоставляет возможность:
для частного бизнеса – инвестирования в надежные, прибыльные проекты под государственные гарантии или получения прямой государственной поддержки в развитии бизнеса (в виде разного рода налоговых преференций, субсидий и т.д.); внедрения инновационных технологий с наименьшим уровнем риска (что позволит повысить качество предоставляемых услуг). Однако следует заметить, что после реализации инициатив Российской Федерации, по вступлению в ВТО, многие из видов прямой государственной поддержки частного бизнеса, применяемые в отечественной практике ГЧП, автоматически будут отнесены к признакам недобросовестной конкуренции. А для государственных компаний, которые пользуются различными государственными дотациями и налоговыми преференциями, возрастет риск попадания под действие антидемпингового законодательства в странах-членах ВТО;
для государства (федеральных или региональных органов власти) – повышения эффективности государственного управления спортом за счет:
снижения бюджетных расходов;
распределения финансовых и других рисков с частными инвесторами;
повышения качества предоставляемых услуг;
стимулирования инвестиционной активности и внедрения управленческих, технологических и других инноваций.
Кроме того, благодаря ГЧП:
Показать больше