Фрагмент для ознакомления
2
Политическая экономия и коммодификация пространства. Коммодификация пространства и искусства - тема, которая затрагивалась многими респондентами в интервью. По мнению опрошенных уличных художников, засилье рекламы на улицах города является показателем того, что корпоративные интересы отнимают у общественности право контролировать и определять собственное пространство. При таком понимании граффити для художников является способом бросить вызов гегемонии корпораций, контролирующих пространство, и не дать возможности капиталу диктовать, как пространство должно формироваться и обустраиваться .
Художники также критически относятся к коммодификации их искусства, рассматривая созданные ими изображения как «подарок» городу. Случаи, когда уличное искусство выставлялось в музеях, а за входной билет взималась плата, расценивались ими как исключительно противоречивые [Christensen, Thor, 2017, p. 606607].
Подводя итоги, М. Кристенсен и Т. Тор отмечают, что граффити и уличное искусство являются «переговорщиками» и медиаторами между различными местами и идентичностями города: между неолиберальным и простонародным, частным и общественным капиталами, знакомым и незнакомым, соседями и чужаками. Глобальная солидарность художников формируется прежде всего через обмен опытом и информацией. Еще один значимый аспект солидарности, обнаруженный в ходе исследования, связан с противостоянием политике ненависти, ксенофобии и расизма. В связи с этим уличное искусство в городах, по мнению авторов, является важным проявлением космополитической тенденции.
В статье Жасмин Ульмер (Педагогический колледж, Университет Уэйна, г. Детройт, шт. Мичиган, США) «Писать городское пространство: Стрит-арт, демократия и фотографическая картография» улица определяется как место путешествий и пространство критического дискурса [Ulmer, 2017]. Автор анализирует, как уличное искусство способствует изменению визуального ландшафта через дискуссии о расизме, деколонизации, джентрификации, роли искусства в спатиальной справедливости. В рамках своего исследования автор в течение семи месяцев фотографировала объекты стрит-арта на стенах, воротах, окнах, тротуарах, фонарных столбах, мусорных контейнерах и т.д. (N=806) в районе Ис-терн Маркет в окрестностях Детройта. Территория, на которой исследовательница искала объекты стрит-арта и их изменение, - это исторический район города, где по субботам работает крупнейший в стране продуктовый рынок. Метод фотографической картографии позволил ей фиксировать «линии разломов» в городе, показывать «точки напряжения» и находить темы, которые волновали жителей города. Детройт в этом смысле является интересным исследовательским случаем, поскольку он, пережив экономический упадок, сегодня стремится стать «креативным городом», используя для этого в том числе и потенциал уличного искусства.
Улица как публичное пространство, по мнению Ж. Ульмер, отражает противоречие между частным и общественным. Уличные художники в контексте этого противоречия утверждают визуальное пространство через многообразные виды искусства, включая надписи и другие формы постграффити . Многие уличные художники, как утверждает автор статьи, одновременно подрывают и поддерживают неолиберальную политику с помощью стрит-арта, поэтому роль искусства в возрождении городов усложняется [Ulmer, 2017, p. 491].
Полученные в ходе фотографической картографии изображения различались по объему и интенсивности. Некоторые демонстрируют шуточно-игривую привязанность к городскому пространству, в то время как другие взывают к критическому мышлению через искусство, бросают вызов политике запретов граффити, отмечают места джентрификации. Они также затрагивают темы расизма и колониализма в пространственном обустройстве города [Ulmer, 2017, p. 496]. Ж. Ульмер отмечает, что эти проблемы не новы для Детройта, в котором после экономических проблем и оттока белого населения возросла доля афроамериканцев. При этом «деколонизирующий» стрит-арт в Детройте неразрывно связан с другими проблемами: отсутствием доступа к образованию, жилью, транспорту, нехваткой рабочих мест, низким
уровнем развития здравоохранения и системы ухода за детьми [Ulmer, 2017, p. 497].
Концепция креативного класса , согласно которой города должны конкурировать за приток творческих профессионалов для своего экономического процветания, наложила свой отпечаток и на планы развития Детройта. В связи с этим стрит-арт как модный и узнаваемый элемент города стал рассматриваться как неолиберальная ценность, но только если он оставался «правильным» типом уличного искусства. Так, стрит-арт значительно способствовал джентрификации Детройта. Как заключает Ж. Ульмер, искусство может быть формой сопротивления, но оно «может одновременно стать и соучастником неолиберальной глобализации и императивов современного городского развития»2. В этой парадоксальной ситуации многие уличные художники, выступая против системы с помощью стрит-арта, одновременно продвигают ее цели [Ulmer, 2017, p. 499].
Обращаясь к обычной Википедии, нам дают понятие стрит-арта — это дословно переводится, как «уличное искусство». К нему относятся постеры, трафареты, скульптурные инсталляции. Чаще всего стрит-арт могут спутать с уличным вандализмом, но это не так. Как говорил Гвидо Бисагни, талантливый стрит-артер: «Уличное искусство — это зеркало, в котором отражается жизнь города. Это следствие, а не причина хорошего или плохого состояния дел. Ведь очень многое зависит от этических качеств самого художника, который собирается создать художественное произведение, а не наоборот».
Стрит-арт помимо художественной, может выполнять и вполне утилитарную функцию. Многим знакомо одно из направлений стрит-арта, а именно — граффити. Когда вы слышите граффити, вы, наверное, можете себе сразу представить всякие надписи на гаражах или не особо приличные надписи, выставляющую некую Машу, Любу или Наташу не в лучшем свете. Давайте теперь разберемся, что же такое граффити. Слово «граффити» с итальянского переводится как «нацарапанный». Ведь самые первые примеры этого мастерства были выполнены в простой, словесной форме. История граффити берет начало еще в Древнем мире.
Самые ранние примеры этого искусства датированы 30 тысячелетием до н. э. Это были всем известные наскальные рисунки, которые наносились на стены с помощью костей животных и пигментами. Первые «граффити» — надписи и рисунки, в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера, были обнаружены на античных памятниках и древних сосудах .
Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах .
Как проявление «низового» творчества, «граффити» заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличного творчества граффити ценилось Пикассо и Гюго. Нечто, подобное граффити, встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Граффити существовало в словесной форме только до 70-х годов прошлого столетия, т. к. пришли художники, которые начали использовать разные линии и цвета. Масштабность, индивидуальность, творчество ради души, а не для денег — вот чего хотели и хотят уличные художники.
Стрит–арт ошибочно исследовать с точки зрения эстетики. Он междисциплинарен и не может быть рассмотрен вне контекста — урбанистического, социологического, антропологического. Это живая история, и не имеем права вмещать ее в рамки классического искусствознания", — комментирует Альбина Мотор и делает оговорку: только граффити (то самое, в котором шифруются имена–теги) стремится к выражению через форму, а не содержание.
§1.2. Возможности стрит-арта в эстетизации городской среды
Творчество играет важную роль в жизни каждого человека. Не зависимо от профессии, каждый из нас хочет получать удовольствие от работы, а это возможно только при внесении в рабочий процесс чего-то своего, иными словами, при наличии творчества. Стать профессионалом своего дела возможно только при наличии в работе творчества. Можно сколько угодно перебирать знания, ничего не создавая, а можно меняться самому. Нужно стать способным к творчеству, научиться всё время удивляться миру, всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не увидит.
Показать больше