Фрагмент для ознакомления
2
Задание
Подготовьте мотивированный ответ на следующие вопросы
1. Задачи и основные функции полиции на воздушном транспорте. Система и структура полиции на воздушном транспорте.
Воздушный транспорт играет важную и все возрастающую роль в транспортной системе России, поэтому проблема обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте не утрачивает своей остроты и актуальности. Успех обеспечения транспортной безопасности определяется, прежде всего наличием организационной структуры, согласованностью функционирования элементов этой структуры.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются приоритетным направлением деятельности и ключевой функцией сотрудников транспортной полиции на объектах воздушного транспорта, так как с увеличением количества пассажиров увеличивается и количество лиц, совершающих противоправные деяния, так или иначе желающих нарушить этот общественный порядок и общественную безопасность.
Правонарушения, совершенные на объектах воздушного транспорта, наносят серьезный вред работе транспорта: способствуют созданию аварийных ситуаций, причиняют большой материальный ущерб, ухудшают качество работы транспортного комплекса в целом. Опасность административных правонарушений на объектах воздушного транспорта обусловлена особенностями его деятельности, требующей крайне строгого соблюдения установленного порядка, высокой дисциплинированности работников транспорта, пассажиров и иных граждан .
В настоящее время издан целый ряд документов, регулирующих вопросы безопасности в транспортной сфере, в частности, Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» , Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» , которая осуществляется путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Транспортная безопасность на воздушном транспорте в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ обеспечивается подразделениями транспортной безопасности, к которым относятся подразделения ведомственной охраны Минтранса России и аккредитованные для этой цели юридические лица, и силами обеспечения транспортной безопасности, представленными ответственными лицами, в том числе персоналом субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. При этом ответственность между ними распределена таким образом, что органы исполнительной власти осуществляют согласование и контроль (надзор), а аэропорты и эксплуатанты непосредственно обеспечивают транспортную безопасность и отвечают за это.
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяют и разграничивают функции линейных органов внутренних дел на транспорте с функциями территориальных отделов полиции, определяют в той или иной мере обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью на всех объектах транспорта, вопросы предполетной подготовки, наблюдения за пассажирами, деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, а именно службы авиационной безопасности (САБ) и т.д.
Служба САБ в своей деятельности руководствуется нормами Воздушного кодекса Российской Федерации , а также Приказом авиационной службы от 15 июня 1998 года № 222 «Об утверждении и введении в действий типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия гражданской авиации .
Следует отметить, что сотрудники транспортной полиции, а именно инспектора СО ООП (специализированного отдела по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), в свою очередь, обязаны:
1) осуществлять охрану общественного порядка и общественной безопасности в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России, в том числе при проведении массовых мероприятий;
2) принимать участие в охране общественного порядка и общественной безопасности по пресечению массовых беспорядков, в условиях стихийных бедствий, эпидемий, других чрезвычайных обстоятельств;
3) принимать меры реагирования по обеспечению транспортной безопасности в случае обнаружения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
С задачей соблюдения социальной дистанции сотрудники транспортной полиции в аэропортах справляются не всегда: если в мае, когда объем авиаперевозок сократился более чем на 90%, аэропорт выглядел заброшенным даже в час пик, то в июне пассажиры, которые раньше все были в масках и перчатках, теперь даже не стараются соблюдать социальную дистанцию.
Самым слабым местом с точки зрения профилактики коронавируса оказался отрезок между терминалом и самолетом. Ространснадзор заявлял, что аэропорты стараются использовать телетрапы на всех рейсах. Но обеспечить ими всех невозможно, а в так называемых перронных автобусах, курсирующих между бортом и терминалом, о социальной дистанции можно забыть.
Полномочия органов внутренних дел в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте устанавливаются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» . В Федеральном законе «О полиции» установлено, что полиция вправе принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия запрещенных для перевозки предметов и вещей. Обязанность полиции участвовать в обеспечении авиационной безопасности не предусмотрена.
Полицейские обязаны: участвовать в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска кандидатов к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды. При возникновении чрезвычайных ситуаций сотрудники полиции обязаны принимать неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб, а также обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий.
План по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации администрацией аэропортов также разрабатывается и согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти, включая органы внутренних дел. В нем определяются функции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, предотвращению и пресечению захватов и угонов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчет сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации .
Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что основной причиной неэффективной работы по обеспечению транспортной безопасности является отсутствие единой координации в деятельности федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и комплексного подхода к решению проблемы безопасности на транспорте. Должны быть направлены усилия на повышение эффективности деятельности всех субъектов обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в том числе ОВД по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта.
В Воздушном кодексе России целесообразно было бы указать: какие Министерства и службы участвуют в обеспечении безопасности и порядок их взаимодействия с САБ. В случае угрозы или совершения террористического акта все мероприятия проводятся во главе с органами ФСБ России; в каких случаях на первых ролях выступают подразделения МВД и т.д. В данном акте необходимо также прописать взаимодействие с подразделениями МЧС и Министерства обороны Российской Федерации.
Совершенствование правовых норм деятельности служб авиационной безопасности, органов внутренних дел на транспорте, других правоохранительных органов и специальных служб объективно требует четкого правового опосредствования, поскольку в правовом государстве, каковым объявила себя Российская Федерация, любая идея повышения качества работы государственного органа или организации, неподкрепленная правом, теряет всякий смысл .
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для эффективности обеспечения безопасности требуется четкое определение задач каждого субъекта авиационной безопасности, ответственности каждой организации за порученную часть деятельности, определения сфер и методов их взаимодействия. Необходимая и успешно функционирующая система безопасности в сфере гражданской авиации может быть создана только тогда, когда между субъектами будут устранены все трения и конфликты интересов, что в свою очередь, потребует устранения пробелов в законодательстве и адекватных мер организационного характера.
2. Полномочия подразделений полиции по контролю за оборотом наркотиков.
Расследование большинства уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и предусмотренных ст. 228–234 УК РФ , в соответствии со ст. 151 УПК РФ, определяющей их подследственность, возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации. Так, к компетенции следователей ОВД относятся преступления, квалифицируемые по ч. 2, 3 ст. 228, ст. 228.1, 228.4, 229, 229.1, ч. 2, 3 ст. 230, ч. 3 ст. 230.1, ч. 2 ст. 230.2, ч. 2 ст. 231, ч. 2, 3 ст. 232, ч. 2, 3 ст. 234, ч. 2, 3 ст. 234.1 УК РФ. Дознавателям этого же ведомства подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1, 2 ст. 230.1, ч. 1 ст. 230.2, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, ч. 1, 4 ст. 234, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Помимо следователей и дознавателей ОВД обязанность по расследованию предусмотренных ст. 229.1 УК РФ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возлагается на следователей органов федеральной службы безопасности.
Вместе с тем преступления, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.4, ст. 229.1, ч. 2, 3 ст. 234.1 УК РФ, могут расследовать следователи как органов внутренних дел, так и Следственного комитета РФ, и органов федеральной службы безопасности, поскольку альтернативный признак подследственности, регламентированный п. 5 ст. 151 УПК РФ, позволяет производить предварительное следствие органу, выявившему факт преступления. Данное обстоятельство указывает на межведомственную компетенцию, что актуализирует вопросы уголовного судопроизводства, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Так, сотрудники полиции являются представителями органа дознания, на который УПК РФ возлагает ряд процессуальных полномочий, связанных с проведением доследственной проверки и производством неотложных следственных действий. Кроме того, каждый сотрудник полиции при выполнении своих служебных обязанностей либо во время несения службы по охране общественного порядка при установлении признаков административных правонарушений обязан принять меры к их пресечению в соответствии с КоАП РФ. Таким образом, в течение одного рабочего дня в зависимости от реализуемых целей и задач сотрудники полиции могут вступать в правоотношения, регулируемые разными правовыми полями, для каждого из которых процессуальные действия четко регламентированы.
С трудностями определения правового режима деятельности сотрудники ОВД сталкиваются при выявлении противоправных деяний, имеющих границу между уголовно наказуемым преступлением и административным правонарушением. Семнадцатью главами Особенной части КоАП РФ охарактеризованы те же интересы личности, общества и государства, что и УК РФ. Так, действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, помимо указанных выше преступлений, могут квалифицироваться как административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 10.4, 10.5, 10.5.1, 20.20, 20.22 КоАП РФ.
Показать больше