Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Особенности и понятия исследования конфликтов по различным видам спорта 5
1.1.Понятие конфликта, его сущность 5
1.2. Особенности, причины и последствия конфликтных ситуаций в спортивных командах 6
1.3. Методологические принципы исследования конфликтов 7
ГЛАВА II. Исследование конфликтных ситуаций в спорте 11
2.1. Организация и методика исследования 11
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в молодежной юношеской хоккейной команде 12
ГЛАВА III.Рекомендации по обучению спортсменов эффективным стратегиям поведения в различных конфликтных спортивных ситуациях 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 18
Фрагмент для ознакомления
2
Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями. Вести работу с конфликтными ситуациями необходимо, нельзя оставлять эти процессы без внимания. Зачастую причиной конфликта является незначительная претензия, а вырасти всё может в глобальную проблему.
Во второй главе рассмотрим исследование конфликтной ситуации и пути ее решения в группе занимающихся хоккеем.
ГЛАВА II. Исследование конфликтных ситуаций в спорте
2.1. Организация и методика исследования
В эксперименте приняли участие занимающиеся хоккеем, на базе спортивной арены УГМК, юноши, в возрасте от 13 до 16 лет. Не случайно был выбран данный возраст, так как происходит «переходный период» и он считается самым трудным, на фоне этого часто происходят конфликты.
Эксперимент проводился с помощью опроса команды о различных конфликтных ситуациях, которые происходили в команде и вне неё. После опроса было выявлено, что конфликтные ситуации в команде возникали неоднократно.
Для решения задач исследования были выбраны следующие методы:
1. Анализ литературных источников проводился с целью подробного изучения понятия конфликтов, их видов и всевозможных причин в спортивных командах, а также с целью изучения особенностей взаимоотношений между членами команд;
2. Опытно-практическая деятельность – составление методики способов решения спортивных конфликтов социального типа;
3. Анкетирование, которое проводилось до эксперимента с целью выявления конфликтных ситуаций в команде, а также после эксперимента.
Перед началом опроса проводился обязательный инструктаж. Необходимо было объяснить каждому важность исследования, а также важность результатов. Бланк социометрического опроса находится в Приложении 1.
Изучив данные исследователей, было выявлено что, чем больше в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучней. В основе такого подхода лежит учет психологического потенциала статуса.
Высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребенку признание сверстников, положительную оценку окружающих, формирующую, в свою очередь, высокую самооценку; интенсивность и разнообразие контактов, эмоционально обогащающих социальную жизнь ребенка.
Низкий статус тормозит, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения у принятого, изолированного и отвергаемого ребенка обедняет его эмоциональную жизнь. Он лишен возможности приобретать личный опыт разнообразного общения, наращивать социальную компетентность. У лишенного достаточного признания в классе складывается заниженная самооценка, особенно в условиях невыгодного для него сравнения с популярными детьми.
Особенно опасно положение отверженного. Как правило, отверженные дети – объекты групповой агрессии, которая вызывает конфликты. Отрицательные коммуникативные порывы создают для личности хроническую стрессовую ситуацию, лишают возможности само утверждаться. Постепенно формируется, становится привычным отчужденный или конфликтный стиль взаимоотношений со средой как единственно доступный для ребенка.
Уровень конфликтности (агрессивности) в группе выводится из удельного веса отрицательных выборов по отношению к общему количеству сделанных занимающимися выборов (и положительных, и отрицательных).
Таким образом, в группе уровень агрессивности составляет: 31/97 х 100 % = 32 %.
Процент агрессивности в данной группе невысок, поскольку практически отсутствуют сильнейшие источники агрессивного фона детского коллектива.
Для того, чтобы понять, почему занимающиеся не выбрали двух юношей ни разу, была проведена беседа, в которой было выявлено что данные молодые хоккеисты являются очень конфликтными личностями.
Они постоянно пытаются выяснить отношения, являются зачинщиками драк, не только в своей команде, но и часто в командах соперников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А. Я. «Конфликтология. Схемы и комментарии» - СПб.: Питер, 2013 – 304 с.
2. Васильев H. H. «Тренинг преодоления конфликтов» / H.H. Васильев. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 174с.
3. Кильмашкина Т. Н. «Конфликтология. Социальные конфликты» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЗАКОН И ПРАВО. – 2013. – 287 с.
4. Шарков Ф. И. «Общая конфликтология» - М.: Дашков и К. – 2015. – 240 с.
5. Шкуричева Н. А. «Формирование позитивных межличностных отношений». – М.: Маска, 2008. – 226 с.