Фрагмент для ознакомления
2
1) в зависимости от субъекта наблюдения (объективное наблюдение и самонаблюдение);
2) по критерию систематичности (сплошное и выборочное);
3) в зависимости от позиции наблюдателя (включенное и невключенное, открытое и скрытое).
Метод объективного наблюдения в возрастной психологии – точное систематическое наблюдение в течение продолжительного периода времени за особенностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях 2, с. 51.
Впервые систематическое наблюдение как метод исследования был использован учеными (Ч. Дарвиным, Б. Перэ, В. Прейером и др.) в конце XIX в. при изучении развития собственных детей. Значительный вклад в развитие метода наблюдения внесли: американский исследователь А. Гезелл, отечественный исследователь М.Я. Басов.
А. Гезелл – создатель Йельской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до трех лет, занимался разработкой системы норм развития детей раннего возраста; создал специальное техническое средство для реализации объективного наблюдения за детьми – «зеркало Гезелла»; ввел в психологию лонгитюдный и близнецовый методы исследования.
М.Я. Басов – профессор Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена – в работах «Методика психологических наблюдений над детьми» (1926), «Общие основы педологии» (1931) сформулировал основные требования к наблюдению как научному методу при изучении развития ребенка:
1) систематичность (чем младше ребенок, тем меньше перерыв между наблюдениями);
2) объективность (фиксация фактов, а не их интерпретация) 1, с. 31.
Метод эксперимента призван выявлять причинно-следственные связи, детерминанты развития. Предполагает решение испытуемым разного рода задач в контролируемых, специально создаваемых условиях. В эксперименте проверяется гипотеза о связи зависимой и независимой переменных. Независимая переменная – фактор, оказывающий воздействие на зависимую переменную. Зависимая переменная – характеристика, изменяющаяся под воздействием независимой переменной.
Эксперимент предполагает проведение двух диагностических замеров – до осуществления воздействия и после. Чтобы снять эффект изменения деятельности ребенка из-за повторного решения задачи, вводят экспериментальную (в которой значение переменной варьируется) и контрольную группу (переменные остаются неизменными).
При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача, сформулированная экспериментатором, может восприниматься ребенком по-своему. Так, дети дошкольного возраста (5-6 лет) осуществляют подмену экспериментальной задачи:
а) общением со взрослым;
б) испытанием собственных возможностей;
в) отказываются от решения задачи в случае ее превышения интеллектуальных возможностей ребенка 3, с. 51.
Избежать подмены задачи можно через установление контакта с ребенком перед проведением обследования, удовлетворение его потребности в общении. Экспериментальная задача должна соответствовать зоне ближайшего развития ребенка, иметь для него смысл, который взаимосвязан со значимой, ведущей деятельностью (для дошкольника – это игра, для младшего школьника – учебная деятельность, для подростка – общение со сверстниками, самопознание и пр.).
Далее рассмотрим виды эксперимента:
1) по условиям проведения – лабораторный и естественный;
2) по целям эксперимента – констатирующий и формирующий.
Экспериментальное исследование предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых является психологический факт, подлежащий изучению. Экспериментальные исследования проводятся с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной) при контроле за побочными и дополнительными переменными. Исследователи развития обычно проводят эксперименты в условиях, приближенных к лабораторным, чтобы контролировать все переменные, которые могут повлиять на результат исследования. Недостатком лабораторного эксперимента является то, что интересующее поведение изучается не в естественных условиях, отсюда — крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. В настоящее время, чтобы обеспечить экологическую валидность исследования, психологи все чаще пытаются сочетать точность лабораторного эксперимента с исследованиями, проводимыми в естественных условиях. В полевых экспериментах исследователь в случайном порядке отбирает испытуемых для проведения эксперимента в естественных условиях.
Другой вариант экспериментальной модели – естественный эксперимент, при котором сравниваются уже существующие в повседневной жизни условия (различное семейное окружение, дошкольные программы и др.). При этом группы испытуемых тщательно подбираются для того, чтобы отобрать участников с максимально однородными характеристиками. Данная модель позволяет изучить естественно возникшие переменные, которые не зависят от манипуляций экспериментатора. Однако выявленные различия могут быть обусловлены другими факторами, которые не учтены исследователями 4, с. 34.
Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня того или иного поведения или психологического качества, на обнаружение и регистрацию тех или иных структур и связей, складывающихся в процессе индивидуального развития. Формирующий эксперимент в форме экспериментально-генетического или генетико-моделирующего метода в отечественную детскую психологию был введен Л.С. Выготским для исследования становления высших психических функций в специально созданных экспериментальных условиях.
Метод тестов начал использоваться в возрастной психологии с начала XX в. в форме знаменитых шкал оценки умственного развития Бине-Симона. Эти тесты были созданы французским врачом и психологом А. Бине в сотрудничестве с исследователем А. Симоном для дифференциации детей с разным уровнем интеллекта, в том числе для выявления детей со сниженным интеллектом и педагогически запущенных. Была разработана система задач для определения умственного возраста ребенка и специальная формула для вычисления IQ (коэффициента умственного развития) 1, с. 20.
Тест – стандартизированное, краткое, ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Различают следующие виды тестов:
1) по форме – индивидуальные и групповые; устные и письменные; вербальные и невербальные (практические); бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные;
2) по содержанию – тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности;
3) по уровню стандартизации – стандартизированные и нестандартизированные (проективные).
При обследовании детей раннего и дошкольного возраста чаще используются малоформализованные, нестандартизированные тесты.
Метод беседы – один из распространенных методов при изучении особенностей психического развития. Беседа – сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – 213 с.
2. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 153 с.
3. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 166 с.
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 262 с.